Вопрос специалисту

Авторитет или авторитарность?

Авторитет или авторитарность?


Специалисты не устают повторять, что надо быть авторитетом в глазах ребенка, ведь иначе можно потерять контроль над ним. В этом вопросе важно как не перестараться, так и не запустить ситуацию, поэтому полезно определить границу между авторитетом и авторитарностью.

Давайте разберемся в этих понятиях.

Авторитет и авторитарность, имею общие латинские корни — эти понятия обозначают «власть, влияние». Однако в их трактовке присутствуют и существенные различия.

Авторитет

Действительно, авторитет родителя — это власть над ребенком, однако в более демократичном понимании. Такая власть не подкрепляется силой, давлением, шантажом и другими подобными методами. Она основана на безусловном уважении ребенка к родителю, желании следовать за ним и подражать ему.

В семьях, где родители пользуются авторитетом, отношения с детьми близкие и доверительные. Ребенок обращается за советом и помощью к взрослому, охотно его слушается, серьезно относится к замечаниям и стремится заслужить похвалу. Но самое главное, ребенок искренне любит родителя и доверяет ему, а не боится. Во взрослой жизни он будет копировать образ жизни родителей, их ценностные ориентиры.

Авторитарность

Авторитарность — это жесткая власть. Для нее характерны подавление, доминирование сильного над слабым. При таком режиме в семье все общение с ребенком происходит в формате приказаний и команд.

В авторитарной семье ребенок в принципе не имеет права выбора — решение принимается за него, а он лишь выполняет директиву. Такие дети при переходе во взрослую жизнь сталкиваются с большими проблемами — неумением отстаивать личные границы, слабой волей, отсутствием понимания собственных потребностей.

Психологи, работающие с детьми, живущими в авторитарных семьях, выяснили, что атмосфера контроля и жесткости ограничивает их развитие, не дает возможности для самосовершенствования. У таких подростков преобладает заниженная самооценка.

Сложно выделить плюсы такого режима, кроме того, что родитель может быть уверен наверняка в полном подчинении ребенка. Да и это, на наш взгляд, сомнительный плюс.

По мнению психолога Людмилы Петрановской, «когда вы нарушаете личные границы ребенка, преуспев в физическом или эмоциональном давлении, будьте готовы к тому, что он начнет саботировать вас по сценарию "не услышал – не понял – не выполнил". А если при этом в семьях запрещено открыто выражать несогласие с необходимостью что-то сделать, а нежелание каких-либо действий неприемлемо, то ребенок уйдет в пассивную агрессию».

В авторитарной системе выше вероятность обманов и недоговорок, сильнее стремление вырваться из-под гнета власти.

Авторитет — залог выживания маленького человека

Очевидно, что для родителя важно сформировать для ребенка среду с сильным авторитетом взрослых, а не подавлять детскую волю, стремясь получить полный контроль.

Согласно теории привязанности, авторитет не надо специально создавать. Он предусмотрен в природе изначально как залог выживания маленького человека в «большом и опасном мире». Ребенок подсознательно чувствует, что безопаснее подражать старшим, слушаться их. Самое важное здесь — не подорвать авторитет, не нарушить привязанность. Но как это сделать, не перейдя границы?

Главное, что стоит запомнить мамам и папам — ребенок такая же личность, как и все, поэтому ему надо демонстрировать поведение, которое вы хотели бы наблюдать в окружающих людях. Уважайте его, соблюдайте его личные границы. Конкретнее можно привести такие рекомендации:

1. Не используйте в воспитании методы шантажа, манипулирования, угроз. Не навязывайте свою безоговорочную позицию.

2. Оставляйте ребенку личное пространство, где он учится принимать решения самостоятельно. Дайте ему возможность обратиться к вам за помощью или советом.

3. Чаще проводите время вместе. Демонстрируйте на своем примере, как себя ведет взрослая самодостаточная личность.

Это все прекрасно отображено в словах А. П. Чехова, который писал: «Дети святы и чисты. Нельзя делать их игрушкою своего настроения». Давайте ценить и уважать их, не забывая, что это такие же люди, как и мы. Помните, что дети обладают своими чувствами и потребностями, достойными внимания. Тогда власть будет основана не на жесткости и подавлении, а на искренней привязанности, благодаря чему сформируются замечательные, здоровые отношения с ребенком на всю жизнь».

Автор: Дарья Рябина

Фото с сайта ppms.edu-penza.ru

Родителям очень важно понимать разницу между типами мышления и не ошибиться в определении склада ума ребенка в дошкольном возрасте. Ответьте на вопросы теста портала «Я-родитель» и узнайте, к какой деятельности склонен ваш малыш.
Пройти тест