Вопрос специалисту

Что делать, если ребенку нравятся отрицательные персонажи?



Что делать, если ребенку нравятся отрицательные персонажи?

Все дети любят читать книжки и смотреть мультфильмы. Часто они копируют поведение своих любимых персонажей: наряжаются ими на праздниках, заучивают наизусть их коронные фразы, изображают их во время игр. Это абсолютно нормальное детское поведение. Но что делать, если любимцами ребенка становятся не положительные, а отрицательные персонажи? Есть ли в этом какая-то опасность? И стоит ли родителям переживать из-за странного увлечения своего ребенка?

Почему отрицательные герои нравятся?

Кто бы что ни говорил, а во многих фильмах и мультфильмах отрицательные персонажи изображаются либо невероятно обаятельными, либо очень умными. Именно в этом и кроется причина популярности отрицательных героев у детей.

Вспомните, например, Волка из «Ну, погоди!», кота Тома из «Том и Джерри» или очаровательную атаманшу из «Бременских музыкантов».

Если с положительными персонажами все ясно с самого начала мультика, фильма или книги, то отрицательные раскрываются постепенно по мере повествования. Они меняются, предстают перед зрителем или читателем с абсолютно разных ракурсов, и в целом оказываются более многогранными, чем их добрые противоположности.

Во многих детских сказках и мультфильмах основной смысл произведения раскрывается именно за счет наблюдения за жизнью отрицательного героя, который в конце концов становится добрым, избавляется от своих негативных качеств, осознает свои ошибки или же терпит заслуженное поражение, то есть учится становится лучше, и, таким образом, учит становиться лучше других.

Что касается детей, то малыши до трех лет еще не понимают того, что видят на экране, но с удовольствием наблюдают за отрицательными персонажами, которые в большинстве детских мультфильмов отрисованы ярче и выразительнее остальных. Естественно, ни о какой симпатии к определенным личным качествам героев здесь речи не идет, детям просто нравится то, как необычно они выглядят.

Дети постарше (5-8 лет) сочувствуют отрицательным персонажам и порой даже неосознанно находят в их ситуации что-то схожее со своей жизнью (например, проблемы в общении со сверстниками, зависть, жадность и нежелание давать свои игрушки другим детям). При этом они словно вживаются в образ героя и учатся осознавать свои ошибки. Поэтому такое увлечение можно в какой-то мере назвать даже положительным опытом.

Советы родителям

Если вашему ребенку отрицательные персонажи нравятся больше положительных, не стоит сразу пугаться и тащить свое чадо к психологу. Для начала лучше просто откровенно поговорить с ним. Спросите у ребенка, почему ему нравится тот или иной герой, как он сам оценивает его характер, действия, поведение, понимает ли, что этот герой плохой и ведет себя неправильно. Вместе с малышом проанализируйте показанные в мультфильмах и фильмах ситуации, и если ваш ребенок понимает, где в произведении добро, а где зло, видит недостатки злодея, то опасаться, скорей всего, нечего.

Если же вы поймете, что ребенок неправильно оценивает поведение героя – жалеет его, оправдывает или даже считает, что он прав, то укажите на его недостатки сами, проанализируйте негативные последствия, наказание, которое получил отрицательный герой в конце. Может быть, ребенок просто не понимал смысла какого-то поступка героя или неверно толковал его слова, а теперь вместе с вами узнал, что же на самом деле они значили, и пересмотрел свою точку зрения?

Если же ребенок признался, что в поведении отрицательного персонажа он узнал самого себя, не спешите ругать его за неправильные поступки! Спокойно дайте ребенку понять, что осознание своей неправоты – это главный шаг к самосовершенствованию.

Помогите своему чаду, а заодно и его любимому герою, разобраться в себе, собственных эмоциях и действиях, и вместе вы обязательно найдете выход из сложившейся ситуации.

К психологу обращаться стоит лишь в том случае, когда ребенок открыто симпатизирует действительно самым плохим поступкам героя и восхищается теми его действиями, которые по общепринятым моральным нормам никак не могут считаться положительными. Особую опасность представляют ситуации, когда ребенок, насмотревшись взрослых фильмов, начинает симпатизировать убийцам и другим преступникам. Желание подражать таким персонажам может привести к плачевным последствиям. Без помощи психолога в этом случае, скорей всего, не обойтись: только специалист может разобраться, почему ребенка привлекает жестокость, какие психологические травмы стали причиной этого и как с ними справиться.

Не забывайте о том, что родителям следует внимательно относиться к выбору мультфильмов для детей. Через сюжеты на экране малыши познают мир, и только от вас зависит, каким будет этот мир - добрым или злым.

Юлия Шершакова

Ответив на вопросы теста, вы сможете узнать, какой стиль воспитания характерен для вас, о его особенностях, преимуществах и недостатках, а также получите информацию об альтернативных стилях воспитания и их специфике.
Пройти тест
Комментарии:
CAPTCHA
Надежда Гердт   20 Июня 2016, 15:01
у нас муж очень любит всякие войнушки на компьютере включать, когда они одни с ребенком. я категорически против! пока ребенок маленький - не значит, что ор, крики и битва положительно скажется.
занялась прям этим вопросам и подсовываю периодически новые идеи "что делать" с ребенком и "что ему поставить" перед сном, чтобы не расшатывать психику.
т.к. папа у нас не любит читать сам - скачала ему на телефон несколько дней назад (он у него огромный, как планшет) несколько приложений и одну аудиокнижку как раз про "добрых героев". планета добрых дел. смысл книги таков - изначально ребенок может сам выбрать героя - нажать на него и дальше идет уже рассказ с автоматической сменой картинок! - мечта для нашего папы, ничего самому делать не нужно.
Плюс пока читала про книжку увидела, что для социальной адаптации детей советовали это книгу.
поэтому у кого папы - игроманы - советую!
До 3-х лет дети вообще не должны видеть экран, ни о каком "положительном опыте" самостоятельного выбора между добром и злом не может быть и речи, если ребёнок смотрит "просто нравящихся ему хорошо нарисованных" отрицательных героев. Это приведёт к дефективному мировоззрению ребёнка. Читайте книгу Райнера Паццлафа "Застывший взгляд", там подробно объясняется, почему ребёнку, воспитанному с раннего детства экраном в современном обществе обеспечена цифровая деменция (слабоумие). От 5ти до 8и лет (откуда такая классификация?), точнее всё же до 7и (автор видимо переводил западный источник, ведь там и с 8 лет идут в школу), ребёнок может смотреть мультфильмы сомнительного содержания только с позволения взрослых, т.е. родителей. Именно в этот период он должен усвоить ЭТАЛОНЫ-ОБРАЗЦЫ положительного поведения. Если этого не произойдёт, то его противоречивый характер будет проблемой не только его личной судьбы, но и всех окружающих. И лишь после 12 лет ребёнок может сравнивать и оценивать плохих и хороших героев, выбирая свой идеал-образец-модель для подражания. Надо сказать, в диснеевских мультфильмах таких положительных героев нет. Об этом можно почитать здесь: http://whatisgood.ru/tv/cartoons/zapadnyie-multfilmyi-protiv-sovetskih/
здесь гораздо больше профессиональных советов по информационно-психологической безопасности детства.
До 3-х лет дети вообще не должны видеть экран, ни о каком "положительном опыте" самостоятельного выбора между добром и злом не может быть и речи, если ребёнок смотрит "просто нравящихся ему хорошо нарисованных" отрицательных героев. Читайте книгу Райнера Паццлафа "Застывший взгляд", там подробно объясняется, почему ребёнку, воспитанному с раннего детства экраном в современном обществе обеспечена цифровая деменция (слабоумие). От 5ти до 8и лет (откуда такая классификация?), точнее всё же до 7и (автор видимо переводил западный источник, ведь там с 8 лет идут в школу), ребёнок может смотреть мультфильмы сомнительного содержания только с позволения взрослых, т.е. родителей. Именно в этот период он должен усвоить ЭТАЛОНЫ-ОБРАЗЦЫ положительного поведения. Если этого не произойдёт, то его противоречивый характер будет проблемой не только его личной судьбы, но и всех окружающих. И лишь после 12 лет ребёнок может сравнивать и оценивать плохих и хороших героев, выбирая свой идеал-образец-модель для подражания. Надо сказать, в диснеевских мультфильмах таких положительных героев нет. Об этом можно почитать здесь: http://whatisgood.ru/tv/cartoons/zapadnyie-multfilmyi-protiv-sovetskih/
здесь гораздо больше профессиональных советов по информационно-психологической безопасности детства.