Счастье — это исполнение желаний. С этим утверждением трудно не согласиться, и мы видим, как родители стремятся тут же исполнить желания своих чад: «Хочу есть!» — «Сейчас перекусим», «Пить!» — «Вот автомат с напитками!», «Мне скучно!» — «Бери планшет!», «Хочу игру» — «Сейчас закажем!». Между тем, способность подождать, потерпеть, отложить на время удовлетворение своих желаний — один из ключевых моментов будущего успеха: осчастливив детей в настоящий момент, мы делаем их несчастными в перспективе. Наши дети постепенно привыкают к тому, что все проблемы должны решаться моментально, часто без их участия и усилий, и даже небольшая задержка вызывает в них раздражение. Со временем даже незначительные стрессовые ситуации становятся препятствием к жизненному успеху.
Развлечения. С детства мы пытаемся создать для ребенка мир, в котором нет скуки, и день за днем думаем: «а чем же мне развлечь сегодня малыша, чем порадовать? В бизиборд он уже не играет, говорящий карандаш надоел, раскраски давно не интересны. Может быть, его заинтересуют палочки Кюизинера?» И в первые годы жизни ребенка мы с ним живем в разных мирах: он — в мире радости, веселья и развлечений, а мы — в мире рутины и работы. В свой мир мы привлекаем его лишь изредка: успеет, наработается еще.
А между тем такая простая монотонная работа, как убрать игрушки, расставить по местам обувь, подмести на кухне или вытереть пыль закаляет ребенка для выполнения скучных обязанностей, что требуется при обучении. И придя в школу, где надо писать, чертить или считать, наши школьники говорят: «Не могу, это слишком сложно. И очень скучно». Работоспособность и прилежность не тренируются бесконечными развлечениями.
Сиюминутные радости. Родители любят баловать и радовать детей, но дочки-сыночки иногда бывают счастливы от очень вредных моментов – от просмотра телевизора круглые сутки, от освобождения от домашних заданий, от кока-колы на завтрак. И родители, видя счастливые лица своих детей, все чаще «дают слабину».
Как же мы воспитываем детей, если даем не то, что для них хорошо и полезно, а то, что им нравится? Дальше — хуже: они усваивают, что можно делать только то, что хочется. Слова «надо» в их лексиконе нет. Делать то, что нужно для достижения жизненных целей, им трудно, а порой и становится невозможно, что в конечном счете приводит к разочарованиям и депрессиям.
Очень важно осознать: сиюминутные радости грозят проблемами в будущем. К счастью, дети копируют поведение родителей, поэтому можно менять их желания через собственное поведение.
Новые технологии. Девайсы и гаджеты стали бесплатными няньками для наших детей — пусть забавляются, сейчас весь мир завязан на компьютерах и Интернете! За это наши дети расплачиваются нервными срывами, рассеянным вниманием и нежеланием жить в реальном мире — повседневная жизнь слишком скучна по сравнению с виртуальностью.
Эмоциональная доступность родителей — основное топливо для детского мозга. К сожалению, мы постепенно лишаем этого детей.
Чаще всего в ситуациях, когда родитель интенсивно подстилает ребенку соломку в детстве, он пытается сделать счастливым самого себя — это ему проще ответить на вопросы, одеть ребенка, выбрать ему компанию, сделать домашнее задание и не переживать за разбитые коленки — на нем всегда надеты наколенники. Ребенок счастливее от такого отношения не становится, а постепенно утрачивает свою природную тягу к самостоятельности, и во взрослой жизни уже не умеет ее проявлять. Ребенку нужен опыт, пусть и негативный: все помнят поговорку «на ошибках учатся»?
Анна Сафина
Фото с сайта yandex.ua