Дети не привыкли утруждаться – что можно предпринять?
Вы заметили, что наши дети совсем перестали утруждать себя? Не решается задача – подождем маму, слетела цепь с велосипеда – придет папа и сделает. Зачем напрягаться, если у родителей все быстрее и лучше получается? «Не смог, не получилось, не понял, не разобрался» – вот оправдание. Самое печальное не то, что ребенок не справился, а то, что он даже не попытался. Утруждать себя – значит преодолевать трудности, а наши дети пасуют перед ними, ограничиваясь лишь одной попыткой – при неудаче они не предпринимают новых.
Почему дети не прилагают усилий
Мы живем в эпоху быстрых результатов и случайных побед. Успех часто кажется результатом везения, а не длительного труда. Одних героев сменяют другие, неинтересные фильмы выключаются, книги убираются в сторону, дела откладываются на неопределенный срок. «Ну не хочет, тяжело ему, неинтересно, мы и не заставляем» – часто можно услышать от родителей.
Приведу пример из своей практики. Каждое утро в детском саду наблюдается одна и та же картина: дети сидят на скамейке, а родители активно переодевают их. Девочки и мальчики поднимают ноги и руки, протягивают их в рукава и штанины, засовывают ножки в сандалии. Они сонные, не проснулись, а родители спешат на работу.
Вечером картина та же. Теперь взрослые торопятся домой, и у них нет времени ждать, пока дитятко будет медленно натягивать одежду.
А вот днем все в корне меняется. На прогулку дети собираются сами. Воспитателю остается только проверить, помочь, проконтролировать. При возвращении с прогулки ребята сами переодеваются, аккуратно вешают и складывают вещи в шкафчик.
Почему:
- потому что некому одеть ребенка;
- потому что другие дети тоже одеваются самостоятельно;
- потому что нужно спешить на прогулку – там много интересного;
- потому что брошенные вещи все равно придется поднимать и аккуратно складывать – воспитатель увидит и заставит это сделать.
Вывод очевиден: дети не прилагают усилий, если знают, что за них это могут сделать. И, напротив, делают, стараются, если рассчитывают только на себя.
Сколько раз за день мы говорим детям:
- без меня уроки не делай (пиши пока на черновике);
- убирай только в своей комнате и не лезь в шкаф...
Мы почему-то уверены, что ребенок все сделает не так: плохо помоет посуду или побьет ее, что-то сломает или испортит, неправильно выполнит задание. Мы внушаем чаду, что данное задание ему не под силу – не справится он с ним.
А еще наши дети точно знают, что любой вопрос можно решить без усилий и особых затрат. Решение задачи можно найти в решебнике или Интернете; для сочинения есть клише, а для рисунка – шаблон; плакат или картинку можно распечатать или срисовать, а длинный роман можно прочесть в сокращении.
Получается, что с дошкольного возраста за ребенка делают, думают, решают. Его учебу уже облегчили дополнительной литературой и Интернетом. А еще есть умная продленка, репетитор (уже в начальных классах), где можно сходу сказать, что не понял, не смог.
В общем, жизнь вокруг детей построена так, чтобы максимально облегчить ее.