Вопрос специалисту
Дети не привыкли утруждаться – что можно предпринять?

Дети не привыкли утруждаться – что можно предпринять?

Дети не привыкли утруждаться – что можно предпринять?


Вы заметили, что наши дети совсем перестали утруждать себя? Не решается задача – подождем маму, слетела цепь с велосипеда – придет папа и сделает. Зачем напрягаться, если у родителей все быстрее и лучше получается? «Не смог, не получилось, не понял, не разобрался» – вот оправдание. Самое печальное не то, что ребенок не справился, а то, что он даже не попытался. Утруждать себя – значит преодолевать трудности, а наши дети пасуют перед ними, ограничиваясь лишь одной попыткой – при неудаче они не предпринимают новых.

Почему дети не прилагают усилий

Мы живем в эпоху быстрых результатов и случайных побед. Успех часто кажется результатом везения, а не длительного труда. Одних героев сменяют другие, неинтересные фильмы выключаются, книги убираются в сторону, дела откладываются на неопределенный срок. «Ну не хочет, тяжело ему, неинтересно, мы и не заставляем» – часто можно услышать от родителей.

Приведу пример из своей практики. Каждое утро в детском саду наблюдается одна и та же картина: дети сидят на скамейке, а родители активно переодевают их. Девочки и мальчики поднимают ноги и руки, протягивают их в рукава и штанины, засовывают ножки в сандалии. Они сонные, не проснулись, а родители спешат на работу.

Вечером картина та же. Теперь взрослые торопятся домой, и у них нет времени ждать, пока дитятко будет медленно натягивать одежду.

А вот днем все в корне меняется. На прогулку дети собираются сами. Воспитателю остается только проверить, помочь, проконтролировать. При возвращении с прогулки ребята сами переодеваются, аккуратно вешают и складывают вещи в шкафчик.

Почему:

- потому что некому одеть ребенка;
- потому что другие дети тоже одеваются самостоятельно;
- потому что нужно спешить на прогулку – там много интересного;
- потому что брошенные вещи все равно придется поднимать и аккуратно складывать – воспитатель увидит и заставит это сделать.

Вывод очевиден: дети не прилагают усилий, если знают, что за них это могут сделать. И, напротив, делают, стараются, если рассчитывают только на себя.

Сколько раз за день мы говорим детям:

- без меня уроки не делай (пиши пока на черновике);
- убирай только в своей комнате и не лезь в шкаф...

Мы почему-то уверены, что ребенок все сделает не так: плохо помоет посуду или побьет ее, что-то сломает или испортит, неправильно выполнит задание. Мы внушаем чаду, что данное задание ему не под силу – не справится он с ним.

А еще наши дети точно знают, что любой вопрос можно решить без усилий и особых затрат. Решение задачи можно найти в решебнике или Интернете; для сочинения есть клише, а для рисунка – шаблон; плакат или картинку можно распечатать или срисовать, а длинный роман можно прочесть в сокращении.

Получается, что с дошкольного возраста за ребенка делают, думают, решают. Его учебу уже облегчили дополнительной литературой и Интернетом. А еще есть умная продленка, репетитор (уже в начальных классах), где можно сходу сказать, что не понял, не смог.

В общем, жизнь вокруг детей построена так, чтобы максимально облегчить ее.

Как научить ребенка преодолевать трудности

Трудности будут всю жизнь, и учиться преодолевать их нужно как можно раньше. Конечно, уровень трудностей у каждого возраста свой, но желание и способность их преодолеть закладываются в детстве.

Шаг 1. Показывать пример.
С самого рождения ребенок бессознательно считывает и усваивает массу информации, впоследствии копируя модель поведения взрослых, их интонации и настроение. Узнаете в поведении детей свои реакции на проблемы: слезы, истерики или сосредоточенность, собранность?
Рассказывайте о своих проблемах и способах их решения: о неудачах, ссорах с другом, робости и застенчивости. Поделитесь своим опытом, даже если он не был успешным.

Шаг 2. Формировать адекватное восприятие трудностей.
Не стоит относиться к трудностям как к досадному недоразумению. Рассказывайте ребенку о том, что отсутствие в жизни проблем, трудностей и преград делает ее скучной и бессмысленной. Смысл трудностей – развивать человека. Только так он живет, а не проживает свою жизнь.
Дети очень любят интересные истории со счастливым концом. Рассказывайте им о людях, чьи настойчивость и трудолюбие привели к успеху. Поучительные истории закладывают фундамент будущего мировоззрения.

Шаг 3. Создавать позитивный настрой.
Для преодоления трудностей важен правильный настрой. Пусть это будут правила, фразы, крылатые выражения, пословицы и поговорки, которые в трудную минуту помогут приободриться. Выберете те, которые будут понятны ребенку, и произносите их в нужный момент, чтобы он их запомнил. Например, «Если упал – поднимайся», «У тебя все обязательно получится – по-другому не бывает», «Трудности закаляют», «Русские не сдаются», «Слезами горю не поможешь». Слезы и истерики отнимают время, но не ремонтируют сломанную игрушку, не ищут потерянную вещь, не заживляют ранку. Чтобы исправить положение, нужно действовать.

Шаг 4. Хвалить.
За попытки самостоятельно решить проблему, будь то исписанная вариантами решения задачи тетрадь, попытка завязать шнурки или помыть полы, нужно хвалить. Только потом можно разобраться в причинах неудачи и определить дальнейшие действия.

Имейте в виду, что эффективность преодоления жизненных препятствий зависит от отношения к ним, а не от самого процесса! В трудный момент ребенку – и малышу, и подростку – необходима родительская поддержка – следует показать, что все в порядке, идем дальше.

Светлана Садовникова

Фото с сайта kurkino.ru

Infografika_t_1655989800 (1).jpeg

Ваш ребенок ‒ визуал, аудиал, кинестет или дигитал? Самое время выяснить это с помощью теста, подготовленного педагогом-психологом Екатериной Широковой! Ведь понимание типа восприятия ребенка помогает увеличить качество и скорость его обучения и развития.
Пройти тест