Вопрос специалисту
Если ребенок постоянно опаздывает

Если ребенок постоянно опаздывает

Если ребенок постоянно опаздывает


Опоздания могут стать серьёзной проблемой не только для самого опаздывающего, но и для окружающих его людей. Особенно остро этот вопрос встаёт, когда речь заходит о детях. Как же научить ребёнка не опаздывать?

На помощь придут полезные советы от опытных родителей и психологов.

Полноценный сон облегчает пробуждение. Если ребенок высыпается, то и утренний подъем для него комфортен. Для детей в возрасте 5-9 лет продолжительность сна должна составлять не менее 10-11 часов, а для подростков 10-15 лет достаточно 8,5-9,5 часов. Детям особенно важно ложиться спать не позднее 23:00. Соблюдение режима дня приучит внутренние биологические часы работать как надо. 

Есть дети, которые просыпаются быстро и легко. Но для многих родителей большой проблемой является разбудить ребенка, особенно зимой, когда ему так не хочется расставаться с теплым одеялом. Чтобы сын или дочка просыпались с настроением, постарайтесь создать приятную атмосферу.

Можно наполнить комнату «солнечным» светом с помощью специальных ламп, дающих мягкий свет, а брюзжащий звонок будильника заменить любимой музыкой ребенка.

Правильно подобранная одежда не раздражает. Часто причиной раздражения ребенка является одежда, особенно когда необходимо надевать «сто одёжек». Колючие носки, неприятная к телу майка, «кусачий» свитер могут стать «последней каплей» даже для подростка. Если одежда будет мягкой и приятной, то и одеваться ребенок будет быстрее и охотнее.

Список дел экономит время. Чтобы ребенок не опаздывал, он должен четко понимать, какие дела необходимо выполнить, и сколько времени на это потратить. Стоит повесить список-напоминание на видное место, пока не запомнит.

Для малышей и младших школьников можно использовать и такой способ: раскрасить циферблат часов разноцветными фломастерами, чтобы ребенок визуально понимал продолжительность разных процедур.

Например, с 7:00 до 7:05 – красный сегмент. За эти 5 минут ребенок должен встать с постели. Выделите определенное количество минут на чистку зубов, одевание, причесывание, завтрак.

Время на контроле. Очень часто дети не могут контролировать время. Собираясь немного поиграть, они увлекаются так, что забывают обо всем. И когда до выхода из дома остается 10 минут, вдруг выясняется, что ребёнок еще в пижаме. Для формирования навыка контроля времени можно использовать таймеры и будильники.

Принцип первостепенности. Приучайте ребенка выполнять задачи по мере их важности, чтобы оставшееся время посвятить отдыху и развлечениям. Он будет стремиться выполнить быстрее все обязательные задания, чтобы заняться чем-то интересным. Но здесь важно, чтобы скорость не влияла на качество выполнения заданий.

Сам себе помощник: зона ответственности. Зоны личной ответственности должны быть даже у маленьких детей. Например, в круг обязанностей может входить складывание с утра приготовленных мамой вещей (коробка с завтраком или пакет со сменной обувью) в рюкзак. Ребенок должен понимать, что невыполнение своей части работы обернется для него неприятными последствиями – останется в школе без «маминого» перекуса или сменной обуви, за которую получит замечание в школе. Понимание причинно-следственной связи будет формировать в ребенка ответственность, а также понимание того, что время тоже можно «экономить».

Завтрак с «продолжением». Чтобы ребенок утром ел охотно, не затягивая время, завтрак должен быть вкусным, плотным и любимым. А на случай частых «цейтнотов» по утрам у вас должен быть запасной вариант – завтрак с собой.

Сделайте «запас» времени. Чтобы подстраховаться на случай недопустимых опозданий, пойдите на хитрость и переведите стрелки часов в доме на 15 минут вперед.

Поощряйте и мотивируйте. Чтобы ребенку не надоела рутина утренних сборов, создай свою систему поощрений, например, малышей можно стимулировать наклейками и стикерами, выданными за выполнения каждого этапа, детям постарше предложить отмечать выполненные дела в таблице и начислять за них баллы. А затем, например, раз в неделю, подводить итоги и «награждать» ребенка, например, игрушкой, любимыми сладостями или дополнительным временем игры на гаджете.

Полезные развлечения в дороге. Дорога до сада или школы не должна быть скучной. Ребёнку будет гораздо интереснее слушать в машине или автобусе любимые аудиокниги, музыку или подкасты. Это может стать дополнительным стимулом для того, чтобы быстрее собраться и послушать продолжение книги или нового трека.

Если вы водите ребенка в школу пешком, то можно придумать маленькие ритуалы. Например, отметить какие-либо изменения в привычном пути, выучить две скороговорки, пройти по аллее красивого парка, посмотреть на уток, плавающих в пруду.

Личный пример. Помните, что дети часто учатся на примере родителей. Будьте пунктуальны сами и показывайте ребёнку, как важно всё делать вовремя.

Главное «оружие» опозданий – личная заинтересованность ребенка в изменении ситуации, а также постоянство «утренних и вечерних ритуалов». Помните, что на выработку полезных привычек уйдет ни день, ни два, а несколько месяцев. Но оно того стоит! Ваш ребенок, став взрослым, обязательно скажет «спасибо» за ваши старания!

Соня Шевченко

Фото с сайта stock.adobe.com


Часто без видимых причин ваш ребенок начинает капризничать и делать все наперекор. В чем причина? Ответ на этот вопрос поможет узнать новый тест от Я – Родителя
Пройти тест