Вопрос специалисту

Истерика? Истерика!

Истерика? Истерика!


Многим знакома ситуация, когда без видимых внешних причин во время посещения магазина или на прогулке в парке раздается вдруг громкое и неожиданное «Хочу!!!» (или наоборот – «Не хочу…»), крики, плач. Ребенок падает на пол и начинает стучать ножками и ручками, не реагируя на просьбы и слова взрослых.

Или подобная ситуация происходит дома, когда приходит время ложиться спать, выключить телевизор, сложить игрушки… Можно привести много примеров, но у всех этих случаев есть одно сходство – малыш не получил то, что хотел или вынужден делать то, что не хочет.

И растерянные родители – взрослые люди, умудренные жизненным опытом, умеющие решать взрослые проблемы, – должны как-то разрешить ситуацию. Перед ними стоит непростой выбор – пойти на поводу у ребенка и максимально быстро прекратить эту истерику или продолжать настаивать на своем… И зачастую эмоции мешают принять верное решение.

В медицине термином «истерика» описывают нервный припадок, состояние психического, моторного возбуждения со слезами, криками, судорогами. В разговорной лексике данное понятие используется для обозначения капризного, спланированного, манипулятивного поведения.

Истерические приступы наблюдаются у 90% детей от 1 года до 3 лет. Пиковый период – кризис трехлетнего возраста (2-3 года), суточная частота припадков может достигать 10-15. К 4 годам количество истерик снижается, ребенок полностью овладевает речью, способен выражать эмоции вербально. Однако, несмотря на это, истерики не всегда прекращаются с возрастом.

Причины истерик

К году дети начинают демонстрировать самостоятельность – возрастает любопытство, стремление к исследованиям. Потребности становятся осознанными, желания определяют поведение малышей. Препятствия, запреты провоцируют истерические реакции, сопровождаемые громким плачем, криком. Ребенок напрягается, зажмуривает глаза, но слезы отсутствуют. Высокий мышечный тонус сменяется импульсивными движениями – малыш сжимает кулаки, стучит по окружающим поверхностям. При приближении взрослого царапается, кусается, дерется. Постепенно гнев затухает. Ребенок плачет, слезы текут обильно, мышцы расслабляются. После истерики наблюдаются признаки усталости, утомления.

Трехлетние дети переживают кризис, характеризующийся стремлением действовать, устанавливать правила, доминировать. Усложняются социальные отношения, активно развивается речь. Истерики провоцируются запретами, отказами, предъявлением требований. Приступ отличается разнообразием симптомов: трехлетки чаще падают, бьются головой, закусывают зубами обивку мебели. Сильные приступы сопровождаются судорогами, «истерическим мостом» (выгибанием туловища дугой), кратковременной остановкой дыхания. После приступа ребенок долго плачет, жалуется на головокружение, тошноту, боль от ушибов, царапин.

Во время возрастных кризисов 1 года и 3 лет дети активно проявляют негативизм по отношению к требованиям родителей, упрямятся, пытаются отстаивать свои желания, становятся строптивыми, перечат правилам, традициям семьи. Истерики являются признаками переходного этапа развития.

Причины – ситуации, провоцирующие гнев, злость, необходимость сопротивления:

  • Физический дискомфорт. Голод, жажда, боль, зуд повышают вероятность эмоционального неконтролируемого приступа. Духота, перегрев становятся причинами ночных истерик.
  • Отсутствие внимания взрослых. Эмоциональное возбуждение малыша накапливается, отсутствует возможность поделиться эмоциями. Результат – неконтролируемый выплеск негодования, раздражения, обиды.
  • Усталость, утомление. Риск истерики повышается после активных игр, общения с детьми, насыщенного эмоциями события. Приступы случаются вечером после дальних поездок, шумных праздников, длительных прогулок.
  • Гиперопека. Кризисное состояние характеризуется потребностью проявлять самостоятельность. Чрезмерная забота родителей провоцирует естественное сопротивление ребенка, выражающееся истерикой.
  • Конфликты со сверстниками. Дети не обладают достаточным развитием речи для пояснения собственных желаний, игровых позиций. Отсутствуют навыки коммуникации, необходимые для разрешения конфликтов. Протест выражается истерическим приступом.
  • Непоследовательное поведение взрослых. При отсутствии четкой системы родительских ограничений у ребенка нет ориентиров для выстраивания собственного поведения. Истерики провоцируют неустойчивые запреты, сменяющиеся дозволенностью.

Типы истерик: истинная и манипулятивная

Основное отличие истинной истерики от капризов – непроизвольность: ребенок не может самостоятельно запускать, контролировать течение и завершение реакции.

Важно отметить, что истерики могут быть контролируемые (которые устраиваются ребенком специально, чтобы добиться какой-то цели) и неконтролируемые (возникают из-за невыносимых эмоций, с которыми ребенок не может справиться). В первом случае можно обратиться за помощью к детскому психологу, а во втором следует проконсультироваться с неврологом.

Также следует отличать манипулятивные истерики, после которых ребенок быстро успокаивается, и то состояние, когда он действительно страдает. Длительное нахождение в стрессовой ситуации может оказывать крайне негативное воздействие на психическое и физиологическое развитие ребенка.

Специалисты помогут определить вероятные причины истерик и при необходимости дать конкретные рекомендации в каждой отдельной ситуации.

Что делать, если ребенок в истерике?

Спокойствие и только спокойствие! Истерика – это незрелая попытка ребенка добиться своего, а вы – взрослый человек, опытный и зрелый. Пусть эмоции зашкаливают, но нужно вдохнуть-выдохнуть… и взять себя в руки. Если вы начнете раздражаться и вести себя как и ребенок, то от этой коммуникации не будет толку. Всем будет плохо.

Говорите с ребенком

Хороший способ – перейти на уровень ребенка (присесть на корточки), настойчиво позвать ребенка к себе спокойным голосом, попросить его посмотреть в глаза, сказать о собственных чувствах по поводу его поведения и объяснить, как надо себя вести и какие еще варианты поведения могли бы быть в данной ситуации. Важно не ругать ребенка и не рассказывать, что он плохо себя ведет и что делает неправильно, а сделать акцент именно на правильных стратегиях поведения.

Обнимите его

Если же ребенок вошел в раж и не слышит никого, если он явно не может себя контролировать, то самым универсальным лекарством будет «холдинг» или крепкие объятия. Лучше, если делать это будет мама (прижимаясь к груди, ребенок слышит материнское сердцебиение - это напоминает ему о внутриутробном периоде, что очень хорошо успокаивает и создает ощущение стабильности и безопасности). Это может быть и любой другой человек, которому доверяет ребенок. Главное – делать это с внутренним спокойствием, уверенностью и любовью к малышу.

Можно ли игнорировать истерику

Нельзя не упомянуть о широко распространенном способе реагировать на истерику ребенка, который часто обсуждают и советуют друг другу родители - игнорирование. Этот способ имеет право на жизнь, но помните - его можно использовать исключительно в тех случаях, когда вы точно чувствуете и знаете, что ребенок в состоянии справиться со своим состоянием, что его истерика - манипулятивная. Никогда нельзя игнорировать истинную, неконтролируемую истерику. И не забывайте - необходимо игнорировать состояние, а не самого ребенка.

Не позволяйте собой манипулировать

Если хоть раз отреагировать на истерику ребенка тем, что безоговорочно выполнить все его просьбы – «Лишь бы успокоился!», то у Вас есть великолепный шанс попасть в замкнутый круг манипуляционных истерик. Это совсем не означает, что просьбы и чувства ребенка надо игнорировать. Но важно выработать понимание, кто главный в семье, кто устанавливает правила. Ребенок на то и ребенок, что, с одной стороны, постоянно находится в рамках ограничений, связанных с вопросами безопасности, обучения и воспитания, а с другой стороны – постоянно проверяет эти границы, в том числе через оценку своих возможностей общения с родителями/близкими и влияния на них. Не забывайте – задача родителей – выдерживать эти границы и устанавливать правила, в пределах которых ребенок волен делать то, что он хочет.

Когда истерика закончится, ребенок сам должен убрать её последствия – разбросанные игрушки или вещи. Вы можете помочь ему, но малыш должен понять, что сам несет ответственность за произошедшее.

Легче предотвратить, чем остановить

Позволяйте быть самостоятельным

Наступает момент, когда малыш хочет самостоятельно что-то сделать, попробовать свои силы. И требовать этого он будет всеми доступными ему способами. Однако нередко заботливые родители, переживая, что он сделает что-то не то и не так, или, наоборот, упрощая себе жизнь, делают все сами (быстрее и без забот), и не дают ребенку возможности показать себя и поучаствовать в процессе. Выход из этой ситуации очень простой – пусть у малыша появятся какие-то обязанности. Предложите ему сделать что-то вместе с вами, распределяя задачи – и вам помощь, и ребенку приятно, что он сделал что-то сам. Стоит только попробовать, и вы будете приятно удивлены тем, как малыш быстро учится.

Старайтесь понять ребенка и помогайте ему понять себя

Если ребенку от 1 до 3 лет, то чаще всего подобные состояния возникают из-за неумения малыша выражать свои чувства, мысли и желания. «Вот хочу я чего-то, а чего не знаю…, а если знаю, то не пойму, как это выразить!». И вот здесь задача взрослого заключается в том, чтобы уловить и понять эти потребности, попытаться озвучить ребенку его чувства или желания, показать, что Вы его понимаете, и в тех случаях, когда это не противоречит здравому смыслу, реализовать эти желания. Это поможет не только остановить или предотвратить истерику, но и научит ребенка понимать себя, свои собственные чувства и потребности, правильно заявлять о них и правильно реагировать на запрет (отказ).

Не переутомляйте ребенка

Одна из распространенных причин истерики – переутомление и/или голодный желудок. Здесь пусковым механизмом истерики может выступать все что угодно! От невыполненного желания до не так сказанного слова или не в ту сторону полетевшей птички. Такое состояние можно предупредить, дозируя нагрузку (даже положительную), придерживаясь режима сна и питания.

Уделяйте ребенку полноценное внимание

Потребность во внимании – это одна из основных причин истерик у детей, а у некоторых она сохраняется и во взрослом возрасте.

Не забывайте, пока ребенок маленький, то совершенно не важно, какой полюс у внимания, которое ему оказывают – положительный или отрицательный. Для ребенка главное, что есть ответная реакция взрослых на его действия. Впоследствии такие дети часто путают любовь и ненависть/злость по отношению к себе и объединяют эти понятия. Поэтому очень важно их разграничивать. Важно отслеживать моменты, когда ребенок требует внимания, и, по возможности оказывать его, а если это невозможно в данный момент – объяснить почему, и «договориться», когда это будет возможно («Сейчас я не могу с тобой поиграть, так как мне нужно приготовить ужин, но, когда я закончу, мы обязательно вместе порисуем»).

Научитесь видеть ранние признаки истерики

Если Вы хорошо знаете своего ребенка, то сможете это заметить. Кто-то начинает больше капризничать, кто-то наоборот затихает… у всех по-разному. Когда ребенок готов сорваться, то важно применить к нему навыки активного слушания, принимая и отражая чувства ребенка: «Я вижу, что тебе хочется иметь эту игрушку, и ты расстроен, но мы не можем себе позволить ее купить сейчас. Давай придем домой и поиграем в твою любимую игру?». Важно здесь не раздражаться, а стоять на своей позиции. Не идти на поводу у ребенка.

Расставьте границы

Ребенок точно должен знать, что ему можно, а что нет. Если ввели какое-то правило, то важно его соблюдать всем. Так ребенок учится последовательности, становится уверенней, у него появляется ощущение стабильности и базовой безопасности.

Контролируйте свое поведение и эмоции.

Необходимо помнить, что ребенок – это индикатор семьи, и часто его поведение является проявлением какой-то проблемы во взаимоотношениях или в жизни у родителей. Один из необходимых элементов поведения родителей и близких – единство во взглядах на воспитание и последовательность в действиях.

Научитесь полезным упражнениям

Учите ребенка эмоциональной саморегуляции, учите его отвлекаться. Для это существуют определённые упражнения:

Сосуд сознания

Это упражнение научит детей тому, как можно управлять сильными эмоциями, если они вдруг захлестывают. Возьмите чистую пустую банку и наполните ее водой. Затем зачерпните столовую ложку клея с блестками или просто блесток и положите в воду. Закройте банку крышкой и встряхните. А теперь начинается ваш мини-урок:

«Представь, что ты злишься или чем-то расстроен, а блестки — это твои мысли. Видишь, как они крутятся и мешают спокойно посмотреть сквозь прозрачную банку и воду? Вот почему так легко наделать глупостей, когда ты расстроен или зол — твое сознание замутнено такими же мыслями-блестками. Но не волнуйся, такое случается с каждым из нас (и – да — взрослые тоже злятся, расстраиваются и делают глупости)».

Теперь поставьте банку на стол.

«Видишь, что происходит, если нам удастся успокоиться хотя бы на пару минут? Смотри: блестки оседают, и вода снова становится чистой и прозрачной. Так же работает и твое сознание. Когда ты немного успокаиваешься, мысли тоже успокаиваются, и ты начинаешь воспринимать ситуацию гораздо четче».

Это упражнение не только помогает детям лучше понять, как устроены эмоции, но и тренирует их внимание — ведь им нужно долго наблюдать за блестками в воде.

Сафари

Это забавное упражнение превратит обычную прогулку в приключение. Скажите уставшим и начинающим капризничать детям, что вы отправляетесь на сафари. Теперь их задача — заметить как можно больше птиц, жуков, насекомых и всяких разных животных вокруг. Им придется по-настоящему приглядываться и прислушиваться, чтобы заметить даже самую мелкую живность. Упражнение учит сосредотачиваться и ощущать свое присутствие здесь и сейчас, это помогает отсрочить или совсем предотвратить истерику.

Тренируем дыхание

Попросите ребенка лечь на пол и положите ему на живот мягкую игрушку. Теперь малыш должен глубоко дышать, отмечая, как высоко с каждым вздохом поднимается игрушка. Это упражнение помогает детям понять, что такое глубокие сильные вдохи, напомните ребенку об этом упражнении, когда увидите, что его захлестывают сильные эмоции, это поможет ему успокоиться.

Воздушные шары

Упражнение, которое может помочь успокоиться перевозбужденным детям на детском празднике. Раздайте каждому ребенку по одному воздушному шару (не с гелием) и попросите подкинуть шар в воздух, а после — не давать ему опуститься на пол. Цель этой игры — немного замедлить слишком активных детей и сфокусировать их внимание на шаре.

Напоследок хотелось бы сказать, что каждый ребенок пробует устраивать истерики, и только от родителей зависит, выберет ли он эту форму поведения как способ добиться желаемого или будет искать другие, более приемлемые варианты.

Анна Сергиенко, магистр психологии, системный семейный психолог, детский и подростковый психолог, специалист Центра психологической помощи им. А. Адлера, стаж консультирования 10 лет.

Автор: Анна Сергиенко

Как не ошибиться с выбором профессии, особенно если какие-либо склонности у вчерашнего школьника не выражены ярко? Ответить на этот вопрос поможет тест Холланда. Ответьте на вопросы и узнаете, какая работа вам наиболее подходит.
Пройти тест