Вопрос специалисту
Как формировать у детей культуру обращения с животными

Как формировать у детей культуру обращения с животными

Как формировать у детей культуру обращения с животными


Не найдется ни одного ребенка, который не просил бы завести кошечку, собачку, кролика, хомячка, морскую свинку, черепаху или мышку — ведь это так здорово — быть другом живого существа! По статистике Всемирного общества защиты животных, 95% всех кошек и 75% собак не имеют дома. Многие из них рождены на улице, но большинство когда-то имели теплый дом и хозяев. Животные часто страдают по вине человека, поэтому учить детей основным правилам обращения с братьями нашими меньшими нужно с раннего детства.

Правила обращения с животными

1.Не заводите животных по первому требованию. Сегодня ребенку хочется котенка, завтра щенка, а через месяц хоть кого-нибудь. Перед тем, как решиться на этот серьезный шаг, надо взвесить все «за» и «против». Животное – не игрушка — оно нуждается в уходе, лечении, внимании, воспитании, его нельзя оставлять надолго одного — объясните это ребенку. Если сын или дочь принесли животное с улицы — похвалите за сочувствие, но не оставляйте: отнесите в приют, на передержку, чтобы было понятно, что подобное сострадание требует материальных вложений. Убедительным шагом будет трата на содержание найденыша денег, отложенных на игрушки или развлечения.

Многие дети мечтают иметь животное, и если вы решили подарить эту радость своему чаду, то займитесь подготовкой к важному событию: читайте книги, покупайте предметы ухода, определите место для животного в доме. Сделайте отсрочку. Совместите появление животного в доме с каникулами и вашим отпуском. Важно, чтобы все в доме привыкли к новому существу, определили особенности ухода, выработали правила воспитания, распределили обязанности.

Животное просит ребенок, но становится он общим любимцем, а иначе нет смысла его заводить.

2.Не покупайте друзей.Ребенок не осознает стоимости дорогой породистой собаки (кошки) — он хочет друга. Дети часто приписывают своим животным человеческие черты, разговаривают с ними, поверяют им тайны. И им не важно, сколько стоит питомец.

У породистых животных есть существенный недостаток: за ними требуется тщательный уход. Еда с общего стола им не подходит, а, значит, нужно постоянное вложение. Кроме того, собаки и кошки дорогих пород отличаются болезненностью. Им нужны профилактические мероприятия, одежда для прогулок, витаминные комплексы, капли и лекарства — сложный уход не под силу детям.

Покупка животных имеет и нравственную сторону. Животные – не товар, и их приобретение не дает право перепродажи при ненадобности. Лучше не говорить ребенку, что купили ему друга.

3.Отвечаем за тех, кого приручили. С первых дней жизни питомца в доме нужно учить ребенка отвечать за его поведение. Котенок (щенок) сделал лужу – значит, его не приучили к лотку; убежал на улице – плохо держали поводок; не слушается – плохо воспитан; погрыз обувь – плохо за ним смотрели. За поведение животных ответственны люди. Ребенок должен привыкать убирать за питомцем, извиняться и даже возмещать материальный ущерб при необходимости. Нельзя разрешать «тискать» животных маленьким детям — питомец может испытывать боль, страх, неудобство.

За появление новых котят или щенков от вашего питомца хозяин тоже несет ответственность. Маленькие зверята – не игрушка. Они требуют сложного профессионального ухода. Заводить большое количество животных могут позволить себе только питомники, где есть штатные ветеринары и кинологи. И помните, что каждому малышу нужно искать дом и отслеживать судьбу отданных животных. Стерилизация животных поможет избавить себя от лишних хлопот и ответственности.

4.Соблюдайте правила поведения с животными на улице. Не все люди одинаково хорошо относятся к животным — они могут не любить их, бояться или страдать аллергией. Поэтому непозволительно выгуливать животных в общественных местах, на детских площадках и общем дворе. Надо позаботиться о наморднике, воспитывать собаку, чтобы она не лаяла на окружающих. Недопустимо заходить с собакой в магазины, аптеки, ходить в цирк, зоопарк или дельфинарий. Каждый вид транспорта имеет свои правила перевозки животных, которые нужно соблюдать.

5.Уважайте чужих животных. Животные на улице требуют такого же уважения, как и свои собственные:

  • нельзя гладить чужую собаку или кошку, нужно обязательно спросить разрешения у хозяев: это может быть опасно; 
  • нельзя кормить чужих животных: вы нарушаете правила их питания;
  • нельзя разрешать своему питомцу подходить к чужому: общение собак нужно организовывать постепенно.

Не нужно очеловечивать животных, но нужно помнить, что они живые. Вы берете в дом не игрушку, а члена семьи со своим характером и потребностями, неся полную ответственность за его жизнь, здоровье и поведение.

Мир животного заключается только в хозяине. Вы – его жизнь, его судьба. Учите ребенка ответственности и любви.

Светлана Садовникова

Фото с сайта yandex.ua

Проверьте себя! Как в вашей семье обстоит дело с обсуждаемой проблемой? Выясните отношение ребенка к деньгам и к средствам их зарабатывания, а также является ли труд родителей для него примером с тестом от портала www.ya-roditel.ru.
Пройти тест