Вопрос специалисту
Как формировать у ребёнка правильное поведение

Как формировать у ребёнка правильное поведение

Как формировать у ребёнка правильное поведение


Часто мы просим детей вести себя хорошо, и они послушно дают такое обещание, не задумываясь, что же конкретно от них хотят.

Можно или нельзя бегать, прыгать, кричать, громко разговаривать? Ответ взрослого простой: «Смотря где и когда». Понятное дело, что на детской площадке можно, а в транспорте нельзя. Но ребенок ещё не в состоянии самостоятельно учитывать обстоятельства. Он запоминает, что можно или нельзя при любых обстоятельствах. Нельзя драться, грубить, ломать вещи – это всегда, а вот с остальным есть сложности, особенно когда нет четких инструкций.

С инструкциями тоже не всё просто. Нельзя, потому что нельзя – не работает. Ребенок должен понимать, почему. Установление причинно-следственных связей важно для растущей личности.

Правильное поведение означает соблюдение правил, так дайте эти правила ребенку, чтобы он мог их соблюдать.

Важность формирования произвольного поведения

Соблюдение правил — дело несложное, если у ребенка сформировано произвольное поведение. Само понятие «произвольность» означает подчинение собственной воле.

Для детей дошкольного возраста произвольность — это, прежде всего, умение преодолевать сиюминутные желания: попрыгать, перебежать улицу, погладить котенка. Действиями дошкольника руководит окружающая обстановка. Ребенок еще не умеет контролировать и анализировать свое поведение, тем более вокруг него постоянно происходит что-то интересное.

Послушание – это способность не только слушать, но и слышать все, что говорят. Дошкольники часто отвлекаются, и в какой момент инструктажа это случится – никому не известно, но ясно, что часть информации пройдёт мимо ушей.

Осознанность – основа поведения ребенка. Произвольное поведение отличается от непроизвольного осознанностью — что и почему он делает, а для этого нужно понять и воспринять информацию. И даже в случае осознанности дошкольник легко нарушает правила, поддавшись сиюминутным желаниям: подойти, потрогать, уйти, посмотреть. В этом случае есть возможность проанализировать свои действия с помощью вопросов взрослого:

  • Что тебе было сказано?
  • Что ты сделал?
  • Что ты мне обещал?
  • Ты нарушил мои указания (не исполнил просьбу)?

Очевидно, что полноценный самоконтроль ещё невозможен, но вполне реален анализ поступков и понимание их неправильности – несоответствия правилам.

Способы формирования правильного поведения

Итак, правильное поведение – это осознанное соблюдение правил. Начинаем формировать правильное поведение.

1. Создавайте правила. Ребенок должен знать и понимать правила поведения в разных обстоятельствах. Объяснять причины — обязательно! Например, замените фразы:

  • «не бегай» фразой «ходи спокойным шагом, потому что...» (скользко, много препятствий, вокруг много людей, это общественное здание);
  • «не кричи» фразой «говори тихо, потому что...» (мы мешаем другим людям, говорить громко в общественных местах неприлично);
  • «не убирай руку» фразой «держи меня за руку, потому что...» (здесь много людей, и ты можешь потеряться).

2. Положительно подкрепляйте правильное поведение. Другими словами, хвалите ребенка, объясняя, за что именно. Ребенок должен учиться анализировать правильность и неправильность собственных поступков:

  • молодец, что убрал за собой игрушки;
  • я так рада, что ты сам сложил свои вещи, ты мне очень помог;
  • мне приятно, что ты вежливо разговариваешь со старшими.

В жизни детей должны быть разрешения, ограничения и запреты. Это важно.

3. Демонстрируйте правильное поведение. Покажите, как нужно гладить собаку (чтобы не укусила), убирать посуду (чтобы не разбилась), переходить дорогу, стоять в транспорте и т.д.

4. Не поддавайтесь на манипуляции. Дети часто добиваются своего именно неправильным поведением: истерики, требования, крики, плач, капризы. Как бы не было трудно справляться с этим, научитесь не поддаваться на манипуляции. Ребенок должен понимать, что плохим поведением нельзя ничего добиться.

5. Учите ребенка озвучивать эмоции. Эмоциональный интеллект нужно формировать с дошкольного детства, обучая ребенка формулировать словами то, что он чувствует. Попросите сказать, почему он плачет: «Я расстроился, потому что ты не купила мне игрушку». Это не означает, что нужно выполнять его прихоть немедленно, просто посочувствуйте и объясните причину.

6. Найдите место и время для выражения эмоций. Маленькому ребенку нужно бегать, прыгать, свистеть, визжать и кричать. Вопрос: «Где это можно сделать?». Найдите ему такое место: парк аттракционов с крутыми горками (там кричат все), детская площадка вдали от жилых домов и т.д. Он должен понимать, что некоторые действия можно совершать только в определенном месте.

7. Давайте ребенку время. Любое ваше задание не означает, что его нужно выполнить немедленно. Ребенок может быть увлечен своими делами, которые бросать не хочется. Дайте ему время. Если же ребенок забыл о чем-то, то просто напомните.

И главное — ребенок во многом подражает родителям, а это значит, что им надо вести себя правильно.

Светлана Садовникова

Фото с сайта pravda-nn.ru

Зёрна перфекционизма посеяны в каждом из нас, и это замечательно, но быть совершенным во всём невозможно, поэтому растущие с этим желанием дети обречены на бесконечные терзания по поводу своих неудач. Во всём нужна мера. Обратите внимание на своего школьника – насколько он склонен к перфекционизму – возможно, стоит скорректировать его установки.
Пройти тест