Как воспитать у ребенка доброту и сопереживание
Доброта и эмпатия появятся у ребенка в том случае, если родители будут совершать добрые поступки и сопереживать окружающим и словами, и делами. Но еще важно обращать внимание на некоторые важные аспекты поведения детей.
I этап. Пожалейте меня. Маленькие дети очень эгоцентричны – сосредоточены на собственных эмоциях и чувствах. Тем не менее уже в 1,5 года ребенок способен пожалеть того, кто плачет – обнять, погладить, поделиться игрушкой, угостить чем-то. А вот в 2-2,5 года дети осознают чужие эмоции и чувствуют себя некомфортно, когда другим плохо: «Мне жалко этого мальчика – его ругает мама; переживаю за девочку – она упала и громко плакала».
Чтобы ребенок умел сочувствовать другим, обязательно сочувствуйте ему в трудных ситуациях. Давайте ребенку порцию сострадания, даже если при этом нужно проанализировать причину боли: бегал, не слушался.
II этап. Представь, как грустно. Нужно учить ребенка понимать чувства других людей. Для этого разбираем трудные ситуации, посвящаем в сложности некоторых отношений. Иногда сделать это трудно, так как некоторые чувства сложно объяснить. Папа устал на работе и может быть раздражен, бабушка плохо себя чувствует и не хочет идти гулять, а собака скучает по своему щенку и отказывается играть. Всем нужно понимание – на этом основываются отношения.
Помочь на этом этапе могут художественные произведения, доступные детям. Мы переживаем за героев и при этом можем анализировать их чувства и поступки. Главное –делать акцент на характере героев и их действиях. Дети часто не понимают сути поступков, и задача взрослых – помочь разобраться в этом.
III этап. Давай поможем. Перед школой у детей развита способность чувствовать эмоции другого, но они часто ведут себя бессердечно и равнодушно: не обращают внимание на боль другого, не реагируют на просьбы. Причиной такого поведения может быть осознание собственного бессилия. Ребенок понимает, что нужна помощь, и в то же время осознаёт, что ничего не может сделать.
Иногда равнодушие является отражением настроения. Ребенок сильно переживает боль другого человека, и состояние подавленности прячется за повышенной активностью или полным равнодушием.
На этом этапе важно учить ребенка действовать: совершать добрые поступки, предлагать помощь. На самом деле, совершенно правильно не выражать чувства, а совершать действия. Кроме того, совершенное действие закроет ощущение беспомощности и поможет сохранить психическое здоровье: «Ты переживаешь? Давай подумаем, что мы сможем сделать для бабушки/подружки/котенка на улице и так далее.
Если дети излишне впечатлительны и жалостливы, то учите их реально смотреть на жизнь. Забота о других не должна быть в ущерб себе.
Светлана Садовникова
Фото с сайта dzen.ru
Родители, желая быть приятелями своим детям, забывают, что у них другая роль — быть опорой ребенку. Кто вы для ребенка — родитель, воспитатель или приятель? Попробуйте ответить себе на этот вопрос.
Пройти тест