Вопрос специалисту

Как исправить бессердечность

Как исправить бессердечность


Доброта и сердечность не появляются с рождения. Чтобы уметь сопереживать, детям нужно научиться распознавать эмоции окружающих, понимать их и откликаться. Это – долгий путь развития.

От рождения до 3 лет. Ребенок распознаёт эмоции близких уже к году, но причинно-следственные связи формируются в районе трёх. Он начинает понимать, что те или иные события вызывают определенные чувства. Подарок или гостинец поднимает настроение и вызывает радость, а строгий голос мамы или её замечания – огорчение. Если не выполняются желания, то ребенок грустит, а если долго чего-то ждет, то ему скучно. Эти понятия нужно закреплять словами: ты рад, расстроен, грустишь, скучаешь, злишься, обиделся. Понимая себя, ребенок научится понимать других.

3- 5 лет. Ребенок готов совершать добрые поступки – те, которые делаются для других, но при этом сам ты получаешь радость. В этот период происходит развитие социального мышления. Ребенку нравится делать что-то хорошее и получать благодарность, ощущать радость другого человека. Нужно поддерживать это стремление и вовлекать чадо в добрые дела.

5-6 лет. Ребенок начинает понимать, что общее сопереживать можно действием. И если семья вместе начнет уборку, то раньше закончит, и будут общие интересные занятия. Ему нравится быть частью большого дела, большой семьи, коллектива сверстников. Нравится понятие «мы», и он готов делить успех, помогать другим. В этом возрасте ребенок умеет выражать благодарность, просить о помощи. Нужно «ловить» эти моменты и поощрять ребенка.

Младшие школьники способны на сложные добрые поступки. Они понимают чужую боль, могут хранить секреты, помогать членам своей семьи, неравнодушны к проблемам сверстников. В этот период ребенок учится сопереживать радости других, что гораздо сложнее, чем помогать в неприятностях. Сложно радоваться за тех, кто победил и признавать чужое превосходство. Но надо уметь это делать, и младший школьный возраст – самый благоприятный период для развития этих чувств.

Как воспитать у ребенка доброту и сопереживание

Доброта и эмпатия появятся у ребенка в том случае, если родители будут совершать добрые поступки и сопереживать окружающим и словами, и делами. Но еще важно обращать внимание на некоторые важные аспекты поведения детей.

I этап. Пожалейте меня. Маленькие дети очень эгоцентричны – сосредоточены на собственных эмоциях и чувствах. Тем не менее уже в 1,5 года ребенок способен пожалеть того, кто плачет – обнять, погладить, поделиться игрушкой, угостить чем-то. А вот в 2-2,5 года дети осознают чужие эмоции и чувствуют себя некомфортно, когда другим плохо: «Мне жалко этого мальчика – его ругает мама; переживаю за девочку – она упала и громко плакала».

Чтобы ребенок умел сочувствовать другим, обязательно сочувствуйте ему в трудных ситуациях. Давайте ребенку порцию сострадания, даже если при этом нужно проанализировать причину боли: бегал, не слушался.

II этап. Представь, как грустно. Нужно учить ребенка понимать чувства других людей. Для этого разбираем трудные ситуации, посвящаем в сложности некоторых отношений. Иногда сделать это трудно, так как некоторые чувства сложно объяснить. Папа устал на работе и может быть раздражен, бабушка плохо себя чувствует и не хочет идти гулять, а собака скучает по своему щенку и отказывается играть. Всем нужно понимание – на этом основываются отношения.

Помочь на этом этапе могут художественные произведения, доступные детям. Мы переживаем за героев и при этом можем анализировать их чувства и поступки. Главное –делать акцент на характере героев и их действиях. Дети часто не понимают сути поступков, и задача взрослых – помочь разобраться в этом.

III этап. Давай поможем. Перед школой у детей развита способность чувствовать эмоции другого, но они часто ведут себя бессердечно и равнодушно: не обращают внимание на боль другого, не реагируют на просьбы. Причиной такого поведения может быть осознание собственного бессилия. Ребенок понимает, что нужна помощь, и в то же время осознаёт, что ничего не может сделать.

Иногда равнодушие является отражением настроения. Ребенок сильно переживает боль другого человека, и состояние подавленности прячется за повышенной активностью или полным равнодушием.

На этом этапе важно учить ребенка действовать: совершать добрые поступки, предлагать помощь. На самом деле, совершенно правильно не выражать чувства, а совершать действия. Кроме того, совершенное действие закроет ощущение беспомощности и поможет сохранить психическое здоровье: «Ты переживаешь? Давай подумаем, что мы сможем сделать для бабушки/подружки/котенка на улице и так далее.

Если дети излишне впечатлительны и жалостливы, то учите их реально смотреть на жизнь. Забота о других не должна быть в ущерб себе.

Светлана Садовникова

Фото с сайта dzen.ru

Всем известно о важности подросткового периода, в котором утверждается независимость, формируется личность, вырабатываются планы на будущее - определяется дальнейшая жизнь человека. Данный период имеет свои психологические особенности, которые необходимо знать родителям для понимания подросших детей. Качество этих знаний можно определить, пройдя тест, подготовленный психологом Викторией Вострецовой.
Пройти тест