Вопрос специалисту
Как минимизировать конфликты с воспитателями в детском саду

Как минимизировать конфликты с воспитателями в детском саду

Как минимизировать конфликты с воспитателями в детском саду


Возникновение конфликтов между родителями и воспитателями было, есть и будет всегда. Зачастую, отдавая ребенка в «чужие» руки, родители испытывают стресс и часто проявляют слишком «пристальное» внимание к работе воспитателя.

У родителей и воспитателей общая цель – воспитать детей так, чтобы они стали достойными людьми, смогли реализовать себя, найти друзей. Однако вместо того, чтобы сотрудничать и работать во благое дело, стороны часто конфликтуют, что не приносит пользы детям.

Какие правила стоит соблюдать, чтобы свести конфликты к минимуму

Стройте отношения на уважении. Родители не должны обсуждать и критиковать воспитателя в присутствии детей – нужно с уважением относиться к его труду. Пренебрежительное и высокомерное отношение к работникам дошкольного учреждения недопустимо. Ведя себя так и подавая негативный пример ребенку, конфликта не избежать!  

Не лезьте со своими правилами в чужой устав. Соблюдайте правила, принятые в детском саду. Выполняйте просьбы педагогов.

Речь идет о правилах внутреннего распорядка и поведения в дошкольном учреждении. Берите во внимание рекомендации воспитателей по всем вопросам: сменные вещи, принадлежности, которые необходимо приносить с собой. Не давайте ребенку с собой то, что может принести вред другим детям или имуществу. Если ребенок по какой-либо причине не пойдет в сад, предупредите педагогов.

Соблюдайте субординацию. Не стоит «учить» педагога, как правильно воспитывать детей. Воспитатель – профессионал со специальным образованием и опытом работы с детьми. Помните, что на вас лежит ответственность только за ваших детей, а воспитатель отвечает за всю группу. Если вы чем-то недовольны или с чем-то не согласны, обсудите проблему в спокойной обстановке. Воспринимайте замечания, которые делаются вашему ребенку, спокойно, ведь опытный педагог действительно может предупредить проблему.

Снизьте градус ожиданий. Для каждого родителя его ребенок самый лучший. Однако это не значит, что в детском саду к нему должны относиться по-особенному. Педагог не обязан любить вашего ребенка как родного. Это – прерогатива родителей.

Помните, что воспитатели тоже люди. Часто родители забывают, что воспитатель – человек, у которого тоже есть чувства. И да, он действительно может симпатизировать одним детям и их родителям и относиться «с холодком» к другим. Порой он тоже может совершать ошибки, что-то упустить из виду, что-то не успеть. Попробуйте принять педагога. В конце концов, вашему ребенку тоже предстоит по жизни сталкиваться с разными людьми, и среди них не будет ни одного идеального.  

Не придирайтесь по поводу и без. Чужие ботинки на ребенке во время прогулки или испачканную футболку, которую воспитатель не успел переодеть, не воспринимайте как «конец света». Это – не причина для скандала. Если ребенок не получил серьезную травму, то ничего страшного не произошло.

Давайте больше информации. Расскажите воспитателю как можно больше о своем ребенке: какой у него характер, что любит есть, о проблемах со здоровьем, какие навыки есть по самообслуживанию и что не умеет еще (завязывать шнурки, застёгивать пуговицы, самостоятельно есть). Такая информация позволит педагогу найти индивидуальный подход к малышу.

Держите руку на пульсе. Проявляйте интерес к жизни ребенка в саду. Узнавайте о его успехах и возможных сложностях, чтобы вовремя предупредить проблемы и конфликты.

Снижайте градус конфликта. Учитесь у детей! Они уже на второй день забывают о своих обидчиках.

В разговоре с воспитателем следите за выражениями. Не переходите на личности. Не говорите «это ваша работа», «это мой ребенок». Говорите «мы», называйте ребенка по имени, спросите у педагога: «что мы можем сделать, чтобы…решить проблему, помочь Саше и т.д.». Деструктив не решит проблему. Нужен конструктив!

Если конфликт уже случился

Поговорите тет-а-тет. Если вы недовольны работой воспитатели, поговорите с ним один на один. Не стоит обсуждать это с другими родителями или жаловаться заведующей. Выясните все в личной беседе без посторонних.

Выслушайте воспитателя. Если вас переполняют эмоции, сделайте глубокий вдох-выдох, медленно посчитайте до 10. А когда почувствуете, что успокоились, поговорите с педагогом по душам. Обрисуйте ситуацию без эмоций, а затем… внимательно выслушайте педагога. Помните о том, что маленький ребенок далеко не всегда может дать объективную оценку ситуации. Иногда дети могут включать фантазию и что-то додумывать, сгущая краски. Чаще всего цель такого поведения – перетянуть на себя внимание, поэтому дайте возможность педагогу рассказать о том, что действительно случилось.

Не рубите сгоряча. Перед принятием серьезного решения надо собрать информацию.

Не спешите делать выводы. Если по недосмотру воспитателя ваш ребенок упал, это еще не говорит о безответственности человека. Признайтесь себе честно, а могла ли такая ситуация случиться «на ваших глазах». Могли ли вы недосмотреть за ребенком. А теперь представьте, что у вас 30 детей.

Если конфликты стали постоянными, например, педагог прибегает к физическому наказанию, запугиванию и унижению детей, надо поговорить с заведующей. Если руководитель считает такое поведение воспитателя «нормальным», то лучше перевести ребенка в другой сад.

 Помните о том, что от обеих сторон зависит, насколько позитивным, конструктивным и уважительным будет общение. Причем от родителей порой зачастую зависит больше, чем от самого воспитателя. Конструктивное взаимодействие, сотрудничество является лучшим способом для разрешения конфликтов!

Алгоритм решения конфликта

  1. Определите тему разговора с педагогом. Подумайте, что хотите получить в результате.
  2. Инициируйте беседу с педагогом. Начинайте общение спокойно – так вы сможете расположить к себе собеседника.
  3. Дайте объективную оценку случившемуся, выскажите свое отношение к ситуации.
  4. Выслушайте внимательно воспитателя и постарайтесь найти точки соприкосновения. Если его доводы кажутся вам ошибочными, предложите решение проблемы и придите к единому мнению.
  5. Объедините усилия с воспитателем и приступайте к реализации мер по устранению конфликта.

Почему-то принято считать, что конфликт – это всегда что-то негативное. Однако есть и вторая сторона медали. На самом деле конфликт способствует получению новой информации, дает возможность избавиться от напряженности, улучшить ситуацию и… помочь ребенку. Главное – мягкий и эффективный подход к его разрешению.

Лучшая тактика – это сотрудничество с воспитателем, а не противостояние.

Соня Шевченко

Фото с сайта dzen.ru

Зёрна перфекционизма посеяны в каждом из нас, и это замечательно, но быть совершенным во всём невозможно, поэтому растущие с этим желанием дети обречены на бесконечные терзания по поводу своих неудач. Во всём нужна мера. Обратите внимание на своего школьника – насколько он склонен к перфекционизму – возможно, стоит скорректировать его установки.
Пройти тест