Расскажите о семейном бюджете. Дети должны понимать, что деньги не появляются из воздуха, их нужно зарабатывать и правильно тратить.
Для наглядности используйте правила конвертов, куда складываются средства на разные расходы:
- синий конверт – деньги на коммунальные услуги, плата за детский сад;
- красный – на еду и нужные вещи;
- желтый - на игрушки и развлечения и т.д.
Когда ребенок попросит очередную игрушку, попробуйте объяснить, что денег в желтом конверте осталось только на кино, а из красного и синего мы взять не можем.
Если вы обговорите летний отдых или большую покупку (мечту), то необходимо будет завести еще один конверт, например, зеленый. Обратите внимание ребенка, каким образом можно ускорить приближение заветной поездки: придется ограничить себя в чем-то, чтобы не ждать следующего года.
Таким образом, можно объяснить ребенку суть бюджета. Подаренные бабушкой денежки можно потратить сразу, а можно отложить на отдых или на мечту. Принимать решение нужно ребенку.
Умение экономить – важная черта, которая очень близка к самодисциплине
Выбор игрушек так же связан с экономией. Можно купить несколько дешевых и не очень-то нужных, и благополучно забыть о них через некоторое время, а можно подождать и купить ту игрушку, которая действительно понравилась, и с которой захочется играть не один день. То есть она принесет больше пользы.
В 1960 году в Стенфордском университете прошел интересный эксперимент. Детям дошкольного возраста дали по одному зефиру и попросили не есть его до прихода взрослых. Кто сразу съест лакомство – второго зефира не получит, а кто потерпит —тому бонус — еще один зефир. 90% детей не устояли перед соблазном. Ученые выдвинули гипотезу, что причина в самодисциплине. Дети, умеющие ждать, контролируют свои желания и могут добиться больших успехов.
Через много лет ученые снова встретились с участниками эксперимента. Те, кто сберег свой зефир, добились больших успехов. Они умели отказаться от сиюминутной выгоды ради больших целей. Остальные 90% были низкооплачиваемыми сотрудниками, потому что хватались за малое. Гипотеза подтвердилась.
Эксперимент показал, что ограничивая себя в сиюминутных желаниях, можно добиться большего. Воспитывайте самодисциплину с детства.
Расставлять приоритеты
Детям надо научиться правильно расставлять приоритеты, потому что экономить и копить деньги только ради их количества — малоэффективное занятие. В качестве ориентиров надо выбирать что-то осязаемое. К примеру, дочь мечтает о языковом лагере, и тогда надо рассчитать, сколько ей надо сэкономить на кино и развлечениях, чтобы добавить к той сумме, что готовы выделить ей родители.
И главное — нельзя обделять себя в том, что делает жизнь наполненной, осмысленной и радостной.
Обучение детей экономии кажется очень сложной задачей. Но это только в первое время. Планируйте с детьми бюджет, ставьте большие цели, и очень скоро дочки-сыночки будут фонтанировать интересными предложениями. Правильное отношение к деньгам обязательно пригодится детям в жизни!
Светлана Садовникова
Фото с сайта 9111.ru
Немецкий сатирик Себастьян Брант еще в XV веке написал строки: Ребёнок учится тому, Что видит у себя в дому, Родители пример ему. Пройдя этот психологический тест, вы узнаете, способствует ли ваш личный пример воспитанию в ребенке тех качеств, какие вы хотите в нем видеть.
Пройти тест