Предложить альтернативу. В некоторых случаях уместно предложить ребенку альтернативу. Если по каким-то причинам его желание не может быть исполнено, то наверняка найдется что-то другое, что может показаться ему не менее важным, интересным и увлекательным. Это смягчит горечь, отвлечет от «трагедии». Конечно, альтернатива должна быть разумной, а не выглядеть подкупом. Ребенку надо понимать причину отказа, иначе в следующий раз альтернатива может «не сработать».
Отказывать, говоря «да». «Да» иногда может значить «нет, не сейчас». Например: «да, мы купим эту машинку на следующей неделе, когда придем сюда вместе с папой», «да, мы пойдем на площадку, как только закончим покупки», «да, я поиграю с тобой после ужина, когда помою посуду». В итоге вы не отказываете ребенку, а сообщаете, когда исполнится его желание.
Не давать ложной надежды. Нельзя обманывать ожидания ребенка. Если обещаете поиграть с ним после ужина, то обязательно сделайте это. Ребенок будет знать, что мама держит свое слово, и желание просто откладывается на некоторое время. Но тут важно четко определить временной промежуток или обстоятельства, при которых его желание откладывается. Нельзя сказать: «да, мы поиграем потом» или «да, купим потом» и рассчитывать, что ребенок забудет или перехочет. Когда наступит это «потом»? Если даете надежду, не собираясь выполнять обещание, то рискуете потерять доверие. В результате на очередное «потом» ребенок закатит истерику с криками «сейчас», потому что знает, что его обманывают.
Не отменять свое «нет». Сказав «нет» или «нельзя», нельзя менять решение. Если выработать правильную тактику поведения, то у ребенка сложится следующая картинка: мама говорит «нет» редко, и это всегда означает что-то серьезное и важное — следует прислушаться. С одной стороны, закладывается база для взаимопонимания и доверительных отношений с ребенком в будущем. С другой — у ребенка формируется представление о формате взаимодействия с людьми, когда крики, агрессия или слезы не являются инструментом достижения цели.
Поощрять ребенка за хорошее поведение. Делайте для ребенка что-то приятное, при этом ненавязчиво озвучивая причины такого внимания: «спасибо, что ты согласился сегодня со мной в магазине» или «мне очень приятно, что ты послушался, теперь больше времени проведем вместе». Ребенок, видя причинно-следственную связь между событиями, научится понимать пользу диалога и компромиссов. Но есть и нюанс – такое поощрение не должно принимать форму откупа или угрозы. То есть формулировка «я тебе что-то куплю» или «что-то сделаю», только при определенных условиях – неправильный подход. Также недопустимы и угрозы запретить или отобрать важные для ребенка вещи только из-за того, что он вас не слушает.
И обязательно разговаривайте с ребенком по душам. Тогда и ваше «нет» будет услышано, и запреты и отказы не будут восприниматься остро.
София Шевченко
Фото с сайта twitter.com
Подростки живут в мире, который отличается от мира, в котором жили их родители в подростковом возрасте, поэтому недопонимание между ними всегда актуально. Особую ценность представляют умения взрослых находить общий язык с детьми. «Я-родитель» предлагает узнать, способны ли вы разделять взгляды современных подростков.
Пройти тест