Теперь посмотрим на «обратную сторону медали» — компьютерную зависимость, которую в России в июне 2018 года признали заболеванием и внесли в Международную классификацию заболеваний. Согласно этой классификации, расстройство звучит как «нарушение, вызванное патологическим влечением к играм». Об Интернете и социальных сетях пока что речи нет, но, возможно, это лишь вопрос времени.
Формирование зависимости
Механизм зависимого поведения формируется поэтапно.
1. Уход от реальности. Это основополагающий механизм формирования зависимости, проявляющийся в переносе всех потребностей, целей, желаний, стремлений и чувств из реального мира в виртуальный. Происходит своего рода замещение реальности, при котором человек проявляет активность исключительно в виртуальном мире, так как в нем он становится более успешен, нежели в реальном.
2. Принятие роли. При этом феномене человек идентифицирует себя с тем героем, которым он является в формате видеоигры или в социальной сети. У человека постепенно исчезает его «Я», а остается только роль в виртуальном мире. Самочувствие улучшается лишь при включении компьютера и погружении в виртуальный мир.
3. Состояние потока. Это состояние погружения, при котором реальный мир человек не замечает. Ничего негативного в этом состоянии, взятом отдельно, нет – каждый из вас хоть раз переживал его, читая интересную книгу или просматривая захватывающий фильм. Всем знакомо это чувство, как будто вы находитесь в центре событий, в своих фантазиях вместе с героями книги или фильма. А потом вдруг вы понимаете, что на самом деле вы сидите у себя дома на кухне. Это и есть состояние потока, которое зависимого человека погружает настолько, что реальный мир перестает для него существовать, он может даже забыть об удовлетворении самых базовых потребностей – сон, еда.
Как уберечь ребенка от формирования зависимости и оторвать от компьютера, если он проводит в виртуальном мире слишком много времени?
Важно следить, чтобы у ребенка удовлетворялись его потребности в реальном мире. Выше перечислены потребности, за удовлетворением которых нередко дети уходят в виртуальный мир.
Ребенку, а особенно подростку, просто необходимо общаться и наслаждаться миром коммуникации. В возрасте 10-17 лет тинейджеры познают себя и окружающий мир сквозь призму общения, и если нарушить это природное явление, то дальнейшее развитие может пойти по патологическому пути, в том числе, по пути ухода в виртуальную реальность.
Нужно принимать своего ребенка. Не принимающая и критикующая мать – это фактор, влияющий на формирование интернет-зависимости. Родительская роль заключается в принятии, в умении поддержать, помочь, не обесценивая переживания ребенка, и любить его, несмотря ни на что.
Обязательно разрешать отдыхать. Человек, испытывающий дефицит в отдыхе и развлечениях, будет сбегать из этого мира в тот, где такая возможность есть. Ребенок сам должен решить, каким будет этот отдых – активным или пассивным. Если малыш хочет полежать на кровати, позвольте ему это сделать, не настаивайте на чтении или горных лыжах.
Обратите внимание на то, чем ваш ребенок занят в виртуальном мире. Перенесите это увлечение в реальность. Он создает коды для новых игр? Предложите ему пойти учиться программированию. Изучает архитектуру внутри компьютерной игры и строит модели? Пригласите его в школу архитектуры и моделирования. Общается с любителями той же музыки, что и он? Купите ему билет на концерт. Абсолютно все увлечения имеют свою альтернативу в реальном мире, просто нужно ее найти. И помните: компьютер – не всегда зло!
Екатерина Головина
Фото с сайта versiya.info
Совместный досуг родителей и детей помогает не только поднять настроение, но и найти общий язык. А правильно ли организован досуг в вашей семье? Пройдите тест новый тест на портале «Я-родитель» и узнайте!
Пройти тест