Возрастные особенности
У детей раннего возраста — с 1, 5 до 3 лет — нет четкого осознания своих границ, поэтому личные вещи они от себя не отделяют, из-за чего нередко возникает болезненная реакция на попытку забрать у них что-либо. В этот момент нужно отвлекать внимание ребенка. Не надо настаивать на том, чтобы малыш непременно делился игрушками, а мягко предлагать это сделать: «Мальчик хочет немного поиграть с твоим совочком, а тебе даст ведерко. Дашь ему совок?». Чтобы избежать неприятных сцен, стоит заранее выбрать то, что не жалко отдать на время в чужие руки.
С 3 до 5 лет ситуация меняется: дети хотят делиться игрушками, чтобы играть вместе. Игрушка, не заинтересовавшая сверстников, будет отложена за ненадобностью. Если в этом возрасте ребенок не хочет делиться и не заинтересован в совместной игре, то надо целенаправленно учить его этому.
Прежде чем научить ребенка делиться, надо научить его быть хозяином своих вещей: ценить, беречь, класть на место, контролировать состояние, ремонтировать при необходимости. Ребенок должен знать свою одежду, зубную щетку, постельное белье, игрушки, книги. И, конечно, самому решать, кому дать свою вещь, а кому — нет, или же совсем никому не давать. У каждого человека, даже маленького, есть особенно дорогие ему вещи (или очень хрупкие), которыми он не хочет делиться ни с кем, и нужно уважать это право. Уважение к личному пространству ребенка научит его так же относиться к чужим вещам и чужой территории.
Как перевоспитать жадину
Стоит отметить: если ребенок не делится с едва знакомыми детьми на площадке, но охотно предоставляет свои вещи родным и друзьям, то не надо записывать его в жадины.
Итак, начиная с трех лет, нужно рассказывать, а лучше показывать ребенку на личном примере, что значит делиться. Обязательно акцентировать внимание на том, что получать так же приятно, как и отдавать. Используйте для этого любой подходящий момент. Например, малыш хочет доесть оставшееся в коробке печенье, и надо напомнить ему, что вы с мужем тоже с удовольствием съели бы по штучке. Поделите остатки на равные части. И так делайте всегда.
Учите делать приятное близким. Покупая, к примеру, сладости, предложите ребенку выбрать лакомство для папы или для бабушки: «Давай купим зефир бабушке, она его очень любит. А папе купим вот эти конфеты». Всячески поощряйте малыша делать своими руками подарки родным, и конечно, помогайте ему в этом. Важно, чтобы он наблюдал, как вы находите время для того, чтобы помочь близким людям, поговорить с ними «по душам», порадовать. Пусть он увидит, что вы делаете это охотно и с радостью.
В деле воспитания щедрого человека помогут книги и мультфильмы. Один ньюанс: важно обсуждать прочитанное/просмотренное, ненавязчиво обращая внимание на проявления жадности героями. Важная роль в воспитании ребенка принадлежит игре — через нее можно развить в малыше желаемые черты и решить многие проблемы. Возьмите несколько игрушек и назначьте одну из них жадиной, которая ни в какую не хочет делиться. И тогда все начинают играть без этого скупого персонажа. Он, расстроенный, идет к маме, которая дает ему конфеты и советует угостить ими друзей. «Жадная» игрушка делится с друзьями, и они играют вместе. Сначала жадиной побудьте сами, чтобы показать ребенку модель поведения. Проиграйте ситуацию несколько раз и предложите сыну или дочке побыть «жадной игрушкой».
Понаблюдайте, как изменится поведение ребенка после серии игр. Периодически возвращайтесь к ней при признаках нежелательного поведения.
В той или иной мере жадность присутствует в каждом из нас, важно не культивировать ее и научиться контролировать.
Светлана Садовникова
Фото с сайта prikolnye-kartinki.ru
Наступило лето, и дети отправляются на дачи, в лагеря, к бабушкам/дедушкам, к родственникам на море. Хочется надеяться, что они достаточно самостоятельны. Проверим?
Пройти тест