Начнем с себя: полезные привычки родителей. Родителям стоит сформировать у себя несколько простых привычек, которые помогут детям учиться объективно оценивать информацию и принимать взвешенные решения.
1. Не спешите отвечать на все вопросы. Ответ не останется в памяти и не разовьет детское мышление, а вот если вы выдвинете несколько гипотез, а потом начнете их опровергать или доказывать, то эта информация запомнится надолго.
2. Учите детей не бояться ошибок. Человеку свойственно ошибаться. В игре с ребенком можно специально что-то сделать не так, как нужно, чтобы он увидел несоответствие. Хвалите, если он заметил ошибку, и возвращайтесь к ней, если пропустил. Так ребенок будет более внимательным в игре. При этом факт того, что ошибку можно исправить, снижает боязнь ее совершить. И, кстати, ошибки могут поднять настроение, разрядить обстановку и снять напряжение.
3. Поддерживайте разговор вопросами и применяйте технику активного слушания. Другими словами, повторяйте последнюю фразу ребенка, переспрашивайте об отдельных деталях. Общение – это диалог, а не монолог. Монотонный рассказ о чем-то быстро надоедает, а вот увлеченная беседа или даже спор намного полезнее и интереснее. Диалог – это активная форма усвоения информации, а если в ходе него еще и были устранены нотки сомнения, то информация освоится качественнее.
4. Играйте с детьми в игры. Их множество — словесных, настольных, интерактивных, направленных на развитие критического мышления — позволяющих взрослому быть смешным и активным, а ребенку — равным, поэтому дети всегда серьезно относятся к игре.
Способы развития критического мышления у детей. О критическом мышлении нужно помнить всегда, даже в повседневной деятельности. Предлагаем несколько простых способов, не требующих специальной подготовки и большого количества времени.
- Выделять главное. После любой новой информации — чтения книги, познавательного рассказа, важной инструкции, просмотра фильма — попросите ребенка выделить главное. Задавайте наводящие вопросы, затем — уточняющие. Так ребенок будет учиться отделять главную информацию от второстепенной.
- Отделять факт от мнения. Информация основывается на фактах, а не на мнениях. Дождь на улице – это факт, а суждение бабушки о том, что гулять нельзя – это мнение. Гулять под дождем можно, и многие это любят делать. Стоит обуть сапоги, надеть куртку и взять зонтик – появится собственное мнение. Но факт — идет дождь — неоспорим.
- Искать причину и следствие. У любого действия и поступка есть причина, найти которую можно, ответив на вопрос: «Почему?». Следствие – то, что произошло после действия. Между следствием и причиной есть связь. Необходимо учить детей отслеживать её. Ребенок опоздал в школу, потому что проспал, а причина в том, что он поздно лег спать. Опоздание – следствие, к которому можно добавить несобранность на уроке и плохую оценку за контрольную. Задавайте детям вопросы: «Почему?» и «К чему это привело?». Учите понимать причины и предвидеть последствия поступков.
- Рассматривать все варианты. Объясняйте ребенку, что у одной задачи может быть несколько решений. У человека всегда есть выбор. Рассматривайте простые бытовые ситуации: поехать на автобусе или пойти пешком, поужинать дома или в кафе, поиграть в игру или почитать книгу. Можно предлагать разные решения на примере литературных героев или вымышленных ситуаций. Ребенок должен понимать, что каждый вариант имеет свои последствия, и учиться выбирать лучший.
Умение критически мыслить может войти в привычку, если проводить эту работу постоянно. Одноразовые акции полезны, но не эффективны, поэтому обсуждайте с ребенком причины и следствия, ищите самые выгодные варианты выхода из ситуаций, признавайте ошибки и учитесь их исправлять, поощряйте детскую любознательность.
Светлана Садовникова
Фото с сайта kartinkof.club
Эксперты портала «Я-родитель» разработали тест для родителей, который поможет понять, кем видит вас собственный ребенок – другом, тираном или слугой, и что следует изменить в отношениях с ним, чтобы достигнуть взаимопонимания.
Пройти тест