Вопрос специалисту
Как воспитывается чувство долга?

Как воспитывается чувство долга?

Как воспитывается чувство долга?


Если человек умеет держать слово и готов помочь в трудную минуту, то окружающие относятся к нему с особым пиететом. Хочется, чтобы и наши дети ответственно относились к жизни и к своим обещаниям, и залог тому — воспитание в них чувства долга.

Но чрезмерная ответственность может стать ловушкой. В чем это заключается?

  1. Берешь на себя больше, чем можешь выполнить. Так происходит, когда не умеешь отказывать или грамотно распределять свое время, а также если самооценка в большей степени строится на внешнем одобрении.
  2. Стараешься выполнить обещания даже во вред себе. К этому приводят не только чрезмерные, но и вполне обычные обещания, например, когда выполняешь поручения во время болезни или в ущерб личным делам.
  3. Чувством долга легко манипулировать. Люди с недобрыми намерениями могут использовать его в корыстных целях.
  4. Когда собственная планка ответственности и долга высока, мы легко разочаровываемся в тех, у кого она ниже. Это приводит к потере контакта с близкими и к одиночеству.

С другой стороны, без развитого чувства долга и ответственности мы также не можем выстраивать отношения — если близкие знают, что на нас нельзя положиться, то избегают общения. Это усиливается в тех случаях, когда вкупе с безответственностью у человека сформировано ощущение, что ему все вокруг должны. Игра в одни ворота, когда в отношениях один только берет, а другой только отдает, ничего не получая взамен, быстро надоедает.

Как воспитывать ответственность без перегибов?

В воспитании очень важно соблюдать баланс, при котором чувство ответственности формируется в достаточной мере: ребенок не ищет внешнего одобрения, умеет планировать, а его самооценка достаточно здоровая для того, чтобы уметь отказывать в просьбах.

Как это сделать?

  1. Первое и самое важное — стать для ребенка примером. Это значит, что наши слова не должны расходиться с делом, а все обещания, которые мы даем ребенку, должны по возможности выполняться. Если не получается сдержать обещание, нужно рассказать сыну или дочери об этом и объяснить, почему так вышло.
  2. Устанавливать четкие и понятные правила, а также ответственность за их невыполнение. Такие правила — это обязательства, которые берет на себя ребенок. А последствия за невыполнение — определенные ограничения. Важное условие: правила должны быть четкими, понятными и выполнимыми.
  3. Определять зоны ответственности ребенка. Конечно, мы хотим, чтобы наши дети не испытывали сложностей и проблем, поэтому часто выполняем за них то, с чем они в состоянии справиться. Например, одеваем, делаем сначала поделки в детский сад, а потом уроки, убираем игрушки, а потом убираем у подростка в комнате и так далее. Это — медвежья услуга. Так мы показываем ребенку, что не верим в него и не даем ему возможности взять на себя хоть какие-то обязательства.
  4. Обсуждать любую ситуацию. Когда ребенок нарушает правила или у него не получается что-то сделать, не стоит сразу наказывать. Вначале разберитесь, почему не получилось соблюсти договоренности. Например, если вы договорились с подростком, что он должен быть дома в 9, а он задержался из-за того, что помог другу, то, наверное, не стоит его наказывать? Лучше попросить, чтобы в следующий раз он предупредил, что задержится.
  5. Учить планировать. Первые навыки планирования можно развивать уже у старших дошкольников. Заведите красивое расписание или планер, в котором ребенок при помощи наклеек будет отмечать свой режим дня и все занятия. Планирование поможет отличить главное от второстепенного, а также поспособствует эффективному использованию свободного времени. Но помните, что в любом графике должно быть время на отдых и свободную игру.
  6. Хвалить ребенка. Мы практически всегда отмечаем промахи или ошибки, но редко хвалим и благодарим за выполненные обещания, благородный поступок или помощь по дому. А между тем именно похвала, а не страх перед наказанием стимулирует детей соблюдать договоренности, получать хорошие оценки и быть ответственными. Кроме того, похвала помогает лучше понять свои сильные стороны.
  7. Правильно использовать критику. Это не значит, что нельзя указывать на промахи. Правильная критика помогает найти ошибки и определить точки роста. Важно, чтобы это был именно разбор ситуации, а не самого ребенка. Кроме того, недостаточно просто сказать, что он сделал не так, нужно еще придумать несколько способов, как исправить ситуацию и как не допустить ее в будущем.
  8. Выстраивать доверительные отношения. Ребенок должен быть уверен в том, что сможет рассчитывать на вашу помощь, если не справится со взятыми на себя обязательствами, и это будет «не за него», а «с ним».
  9. Учить критически мыслить. Умение взглянуть на ситуацию с разных сторон помогает не стать жертвой манипуляций на чувстве долга и избежать абьюзивных отношений.

Ответственность и чувство долга помогает нам быть лучшей версией себя. Но важно не перегнуть палку и понять, когда они работают против нас.

Карина Рихтере @mamazonka.ru

Фото с сайта deti123.ru

В подростковом возрасте оформляются основные черты личности, которые потом начинают проявляться во всех сферах жизни. В новом тесте Я – Родитель предлагает выяснить тип личности вашего ребенка
Пройти тест