Истории в нашей жизни имеют большое значение: мы смотрим фильмы, читаем книги, слушаем рассказы родных, друзей, коллег. Одни истории — выдуманные, другие — искаженные, а третьи — реальные, но все они что-то подсказывают нам, чему-то учат.
В нашу жизнь вошло понятие «сторителлинг» — искусство доносить поучительную информацию с помощью рассказов и историй. Этот метод очень эффективен в работе с детьми.
Сторителлинг и сказкотерапия
Мы все рассказываем и друг другу, и детям истории: они позволяют поделиться событием, вызвать у собеседника определенные эмоции, заинтересовать его. Суть любой истории — случай или происшествие, которые каким-либо образом изменили жизнь.
Сторителлинг – не просто рассказ, это — история, которая должна научить чему-то, зацепить слушателя, вызвать эмоции. Именно поэтому у неё есть воспитательный потенциал: через придуманные события можно передать опыт решения проблем, нравственные ценности, схему действий в сложной ситуации.
Сторителлингу близка сказкотерапия. Сказка – стопроцентно выдуманная история, которая хорошо помогает в воспитании малышей и младших школьников. В подростковом возрасте дети не верят в сказки, поэтому их заменяют историями, а они интересны людям всех возрастов. Детям свойственно принимать истории близко к сердцу: они смеются над героями, переживают (волнуются) и даже плачут в некоторых ситуациях.
Как помогают выдуманные истории
История для детей – это способ познания окружающего мира, себя и других людей. С их помощью взрослым можно диагностировать детские проблемы, корректировать и направлять развитие и поведение.
Психологи считают, что истории помогают детям снизить уровень агрессии, уменьшить страхи, повысить самооценку, наладить общение со сверстниками. Дело в том, что слушатель смотрит на сложную ситуацию со стороны: это же проблема героя, а не его, значит, появляется элемент объективности. При этом происходит принятие героя, приходит понимание и сочувствие, так как ребёнок или подросток находится в похожей ситуации.
История помогает:
Истории можно слушать, а можно сочинять. Для этого существуют специальные пособия: кубики, картинки, карточки. Подростки могут придумывать истории по заданным темам. Суть в том, что в выдуманные детьми истории обязательно попадёт детская проблема, которую опытный взрослый увидит, поймет, уточнит с помощью вопросов и постарается решить с помощью новой истории.
Как придумать хорошую историю
Чтобы история получилась интересной и полезной, нужно следовать правилам.
Как использовать выдуманные истории
Во-первых, историю сочиняет и рассказывает взрослый, а ребенок слушает.
Во-вторых, историю можно инсценировать. Очень полезны и эффективны в этом случае куклы-перчатки. Понравившуюся историю ребёнок может показать родственникам — своим голосом, чувствами, движениями через куклу. Подростка можно попросить показать сценку малышу.
В-третьих, истории можно сочинять. Ребенку можно рассказать об идее/рассказать начало и попросить придумать продолжение или концовку. Подростки охотно подключаются к этому процессу.
Важным требованием к использованию историй является умение и желание их рассказывать. В неинтересной истории нет смысла.
Светлана Садовникова
Фото с сайта 7sisters.ru