Вопрос специалисту
Когда в семье — старшеклассник

Когда в семье — старшеклассник

Когда в семье — старшеклассник


Многие родители, особенно остро переживающие подростковый период своих детей, с нетерпением ждут их взросления в надежде, что они изменятся в лучшую сторону. Но переход в старшие классы вовсе не гарантирует автоматического взросления: часто психологический возраст ребят не соответствует биологическому.

Старшеклассники и подростки

Особенность периода ранней юности — стремление к психологической независимости в суждениях, политических взглядах, поступках. В этот период формируется представление о себе как о взрослом человеке, о будущей профессии, наблюдается самоорганизация в обучении. Со взрослыми юноши хотят быть «на равных».

Старшеклассники, «застрявшие» в подростковом возрасте, как правило, не умеют владеть собой, излишне самоуверенны и конфликтны. Обучение уходит на задний план, хочется больше общаться со сверстниками и развлекаться. Такое поведение не предполагает самостоятельности, поэтому ее нужно воспитывать.

Попросите своего ребенка ответить на вопрос: «Зачем ты пошел/идешь в 10-й класс?»

Варианты ответов могут быть следующие:

  1. Мне нравится учиться
  2. Так захотели родители, я согласился
  3. Выбранная мной профессия предполагает поступление в вуз
  4. Не хотел расставаться с одноклассниками

Из четырех вариантов нужно выбрать только один. Если это 1-й или 3-й вариант то, скорее всего, психологически ваш сын — старшеклассник. Следовательно, и относиться к нему стоит как к взрослому и самостоятельному человеку: поручайте ответственные дела, уважайте его мнение. Если ребенок выбрал ответы под номерами 2 или 4 то, скорее всего, он подросток, и задачей родителей будет помочь ему осознать свои желания и постараться воплотить их в жизнь.

Несколько советов родителям подростков-старшеклассников

1. Возьмите в привычку разговаривать с ребенком, и старайтесь больше слушать, чем говорить. Не навязывайте своего мнения, с уважением относитесь к его суждениям и мыслям, ищите в словах ребенка рациональное зерно. Обращайтесь к нему за посильной помощью не только в быту, но и там, где он разбирается лучше вас: в гаджетах, например.

2. Научите сына договариваться. Это умение пригодится ему в будущем: в работе, в семье, да и вообще в жизни. Предложите своему школьнику заключить договор, например, на более усердное учение. Обратите внимание на то, что переговоры – это взаимовыгодный процесс, когда каждый получает возможность добиться своей цели. Убедитесь, что требования выполнимы, и оговорите неустойку. Никогда не заключайте «денежный» договор, ни к чему хорошему это не приведет. С вашей стороны это могут быть какие – либо уступки, нематериальные поощрения.

3. В современном мире явление, когда подростки «ничего не хотят», кроме как проводить время за компьютером, достаточно распространено. Учатся кое-как, о будущем не думают. Попробуйте использовать следующий прием: проанализировав деятельность сына, найдите не менее десяти положительных дел, которые у него хорошо получаются. Ежедневно упоминайте об этих умениях в разговоре. Но делайте это ненавязчиво, как бы мимоходом. Закрепив эту часть «плана», предложите совершенствовать эти навыки. И, наконец, говорите друзьям и знакомым об успехах вашего сына, и обязательно в его присутствии. Гордитесь своим ребенком, даже если пока совсем нечем, и увидите, что у него появится желание попробовать себя в чем-то.

4. Когда ситуация заходит в тупик, и сын хамит, не слушает, создает в семье постоянные конфликты, — попробуйте использовать технику двух шагов психолога Екатерины Мурашовой: перестаньте делать то, что вы до этого предпринимали в отношениях с подростком. Договоритесь со всеми членами семьи, что на протяжении 2-3 недель вы не отбираете компьютер, не уговариваете, не кричите (при условии, если раньше делали это). В эти недели вы общаетесь примерно так: «Привет, сын!», «Спокойной ночи!» Разговаривать на общие темы «о природе и погоде» можно. Если сын обратится с проблемой – принять, ответить четко и коротко. Если что-то купить, то «нет», если что-то другое – по ситуации. Если подросток отпрашивается куда-то, то обязательно нужно сказать, одобряете вы это или нет, и добавить, что силой удерживать не будете. При принятии им решения в вашу пользу обязательно дайте положительную обратную связь — есть шанс, что сыну захочется удержать непривычное бесконфликтное существование, и в дальнейшем он будет вам уступать. Сам по себе описанный прием глобально ничего не решит, но избавит от выматывающих конфликтов.

5. Позвольте совершать ошибки. Научите детей воспринимать ошибку не как неудачу, а как опыт. Не спешите критиковать за неправильные мысли и поступки, дайте шанс показать себя с лучшей стороны. И обязательно верьте в своего ребенка, ведь вера творит чудеса!

Анна Сафина

Фото с сайта culture.ru

В круговороте дел и событий родители порой упускают важные моменты, не анализируя свои взаимоотношения с подрастающими детьми. Тест на определение межличностных отношений в семье предназначен для мам школьников 5-7 классов, так как именно отношение матери к ребенку является первоосновой его развития.                    
Пройти тест