Вопрос специалисту
Конфликт между подростками – сами разберутся?

Конфликт между подростками – сами разберутся?

Конфликт между подростками – сами разберутся?


Подростковый возраст – «период бурь и страстей», — так назвал его еще Жан Жак Руссо в далеком 18 веке. С тех пор изменился мир вокруг, но отношения подростков с миром и друг другом не изменились. Страсти кипят, тинейджеры жаждут бури, и она неизбежно случается в виде конфликтов. Что делать, если дети конфликтуют друг с другом: сами разберутся или нужна помощь?

Конфликты среди подростков обусловлены психофизиологическими особенностями этого возраста. Если учесть, что их поведением в большей степени правят гормоны, то неудивительно, что главенствующее место занимает конфликт за лидерство (первенство).

Особенности подростковых конфликтов

Первенство всегда связано с осознанием своего превосходства над окружающими. Оно может проявляться в борьбе за внимание коллектива (класса), небольшой группы (тройка-пятерка, компания) или одного единственного человека (влюбленность). При этом путь к лидерству часто сопровождается безжалостностью и цинизмом. Подростки часто лишены чувства меры и жалости, считая, что в конфликте все средства хороши.

На первый план выступают притязания, статус и самооценка. «Кто я?», «Что я?» — эти вопросы подросток задает себе каждый день и ждет принятия: в компанию, коллектив, группу лидеров. Кому-то достаточно быть просто принятым (неотвергнутым), а кому-то важно стать лидером. На конфликтность оказывает влияние склонность к агрессии. Даже один агрессивный человек в группе сверстников повышает вероятность конфликтов, а если их несколько, то класс автоматически становится конфликтным.

Причины подростковых конфликтов

Дети часто ссорятся из-за мелочей и так же быстро мирятся. У подростков всё гораздо сложнее.

Причинами конфликтов могут быть:

  1. Внимание представителя противоположного пола: девочки ссорятся из-за мальчиков, а мальчики — из-за девочек.
  2. Разный социально-экономический уровень: попытки «задеть» детей другого круга.
  3. Зависть, сопровождающаяся сплетнями, доносами, оскорблениями.
  4. Взаимное непонимание, перерастающее в антипатию: в этом случае конфликт может начаться на пустом месте, и причины его установить невозможно.
  5. Внутренняя конкуренция, переходящая во вражду.

Это истинные (внутренние) причины конфликта, а спровоцировать его может любая мелочь: задел, толкнул, взял, сказал… Была бы причина, а повод выяснить отношения подростки найдут с легкостью.

Вмешиваться или нет?

Однозначного ответа на этот вопрос нет. Все зависит от стадии и глубины конфликта. Чаще всего взрослые видят только инцидент, не понимая сути ссоры.

С одной стороны, отстаивая свои интересы, подросток учится взаимодействовать, завоевывает место под солнцем. Вмешательство родителей не только не даст это место, но и понизит статус в глазах сверстников.

С другой стороны, простой инцидент может перерасти в травлю и издевательство.

Как понять суть ситуации? Выслушать своего ребенка. Поговорить с ним, честно обсудить положение и понять глубину проблемы. Далее нужно выяснить, чего хочет ваш ребенок. Понятно, что место лидера и внимание любимого человека вы ему обеспечить не сможете, но можете защитить, если ситуация стала опасной для здоровья и психологического благополучия.

При необходимости нужно начать диалог с учителями. Если ситуация спорная и затрагивает интересы многих людей, то есть смысл провести совместные переговоры всех сторон, участвующих в конфликте. Однако помните, что каждый родитель будет защищать интересы своего ребенка, а у каждого ребенка своя правда. Поэтому важно изначально попробовать разобраться, понимая, что в конфликте всегда виноваты обе стороны, даже если одна из них потерпевшая.

Учим детей разрешать конфликты

Что вы точно можете сделать, так это научить своего ребенка разрешать конфликты.

Способы разрешения конфликтов:

  • Честная борьба: соревнование, конкурс, решение трудной задачи, олимпиада. Доказывать свое превосходство можно разными способами, а не подлыми поступками.
  • Уход от конфликта на уровне инцидента: я не буду в этом участвовать, так как для меня это неважно. Я не буду поддаваться на провокации, потому что мне конфликт не нужен.
  • Уступка. Человек также уходит от конфликта, уступая в чем-то. Здесь важен не уход от конфликта, а приоритет: я уступлю тебе это, так как для меня сейчас важнее другое (отношения, дружба, мир), или я пока не готов к полноценной борьбе.
  • Компромисс. Это баланс интересов или взаимная уступка. Иногда компромисс исчерпывает конфликтную ситуацию.
  • Сотрудничество. Поиск общих интересов и объединение усилий. Этот способ подходит не всегда, но иногда очень эффективен.

Главный путь решения конфликтов – переговоры. Но чтобы начать говорить с другим человеком, нужно уяснить правила:

  1. Отделите человека от проблемы. Люди не должны вызывать негатив, есть только проблема, которую нужно решать.
  2. Сконцентрируйтесь на интересах и целях, а не на позициях. Научите ребенка бороться ЗА что-то, а не ПРОТИВ кого-то.
  3. Предложите несколько вариантов выхода: компромисс, уступка, честная борьба, сотрудничество. Обсудите каждый вариант.
  4. Придите к соглашению. Не переводите переговоры в еще один конфликт.

В жизни будет множество конфликтов. Учите детей разрешать споры с детства, относясь к ним как проблемам, которые нужно решать, а не как к поводу для вражды. Учите двигаться к СВОЕЙ цели, а не бороться с другими людьми.

Светлана Садовникова

Фото с сайта 9111.ru

Родителям очень важно понимать разницу между типами мышления и не ошибиться в определении склада ума ребенка в дошкольном возрасте. Ответьте на вопросы теста портала «Я-родитель» и узнайте, к какой деятельности склонен ваш малыш.
Пройти тест