Вопрос специалисту
Контролируем самостоятельность: что должен уметь ребенок в 5, 10 и 15 лет

Контролируем самостоятельность: что должен уметь ребенок в 5, 10 и 15 лет

Контролируем самостоятельность: что должен уметь ребенок в 5, 10 и 15 лет


Многие дети уже до школы хорошо читают, знают иностранные слова и выражения, умеют скачивать приложения для мобильного телефона, но при этом совершенно беспомощны в быту: не могут самостоятельно одеться, поесть, некоторые не умеют чистить зубы. В первые дни сентября в школах столпотворение у турникетов: бабушки и мамы переобувают первоклассников, помогают одеваться и надевать ранец. Очевидно, что дети развиваются негармонично – одни сферы развиты замечательно, а другие сильно отстают. Так быть не должно.

Когда привыкать к самостоятельности. Чем раньше начнется «школа самостоятельности», тем лучше. Нужно стремиться к тому, чтобы уже с двухлетнего возраста малыш убирал игрушки, помогал закладывать и выгружать белье в машинку, поливать комнатные растения, пополнять миску питомца, убирать со стола крошки и делать многие другие нехитрые дела. Понятно, что мама всё это сделает гораздо быстрее и качественнее, но знайте: у «ленивых мам» дети со временем справляются с этими пустяками очень быстро и снимают с них существенную часть работы по дому. Да-да, счастье возможно!

У малышей легче, чем у детей взрослых, формируется привычка быть полезным для семьи. Немаловажно, что в дошкольном возрасте у детей ещё есть огромное желание помогать взрослым. Воспользуйтесь этим моментом!

В младшем школьном возрасте тоже есть шанс приучить детей к помощи по дому. Начинайте готовить или убирать вместе, постепенно передавая ребенку часть обязанностей. Показывайте и рассказывайте, как поддерживать чистоту, как сразу убирать за собой, не копя грязь. Можно составить график — выделить два-три дня, когда сын или дочка дежурят по кухне и убирают квартиру — это поможет дисциплинировать ребёнка. Только не надо наказывать домашней работой!

Распределение обязанностей по половому признаку. Порой родители разделяют бытовые обязанности между детьми по гендерному признаку, и не напрягают мальчиков уборкой и приготовлением еды. Психологи считают такой подход неверным: все члены семьи должны вносить посильный вклад в общее дело. К тому же, чем больше человек умеет, тем увереннее он себя чувствует. Здорово ведь, если сын, помимо мужских навыков, умеет жарить оладьи, пришивать пуговицы и стирать носки!

Неизвестно, как сложится жизнь, и девочке может пригодиться понимание принципов работы техники и умение заменить перегоревшую лампочку. К тому же, чем больше бытовых навыков и умений получит ребенок, тем спокойнее будет их маме — дети нигде не пропадут.

Давайте сверим то, что должны уметь дети в 5, 10 и 15 лет с умениями своего ребенка.

Пятилетке можно позволить очень многое под контролем родителей: вытирать пыль, застилать постель, выносить мусор, накрывать на стол и убирать после еды. Малыш даже в состоянии приготовить себе завтрак — залить хлопья молоком, сделать тосты.

Важно научить чадо убирать за собой, особенно если что-то раскидал, разлил, рассыпал — это очень дисциплинирует.

Десятилетний ребенок умеет пылесосить, подметать, мыть посуду, мыть и чистить овощи, раскладывать по местам покупки, готовить простые блюда типа яичницы, раскладывать и развешивать вещи после стирки, менять постельное белье, гулять с небольшой собачкой, присматривать за младшими детьми.

В пятнадцать лет ребенок вполне готов к самостоятельной жизни — то есть не пропадет, если на несколько дней останется один. Он может купить продукты и приготовить еду, убраться в доме, постирать, погладить, и даже вымыть окна.

Детям с гиперопекающими родителями гораздо сложнее научиться бытовым навыкам, ведь лучше их мамы никто не справляется с хозяйственными делами. И они очень боятся, что ребенок прольет чай мимо бокала, разобьет во время мытья тарелку, плохо помоет пол. У детей ожидаемо всё валится из рук.

Плата за домашний труд. Упустив время, родители пытаются привить ребенку бытовые навыки, оплачивая его помощь по хозяйству. Большинство специалистов считают данную практику нездоровой. То, что делается для себя и близких, нельзя измерять деньгами. Родителям никто не платит за заботу о доме и домочадцах, следовательно, так должны поступать и дети.

А деньги школьникам на карманные расходы стоит выдавать просто так, чтобы учились обращаться с деньгами. Задача родителей — подготовить детей к самостоятельной взрослой жизни.

Анна Сафина

Фото с сайта fotoxcom.ru

Наверняка, у вашего ребенка есть друзья. У кого-то их меньше, у кого-то больше, но так или иначе компания, которая окружает человека, влияет на него. Велико ли влияние друзей на вашего ребенка? А может быть, для него важнее ваше мнение? И не растворяется ли во влиянии окружающих личность самого ребенка? Ответить на эти вопросы поможет наш тест.
Пройти тест