Вопрос специалисту
Ломает, забывает, бросает – как научить ребенка бережному отношению к вещам

Ломает, забывает, бросает – как научить ребенка бережному отношению к вещам

Ломает, забывает, бросает – как научить ребенка бережному отношению к вещам


В настоящее время мы наблюдаем поколение родителей, которые покупают детям большое количество игрушек и вещей, не задумываясь, насколько необходимо то или иное приобретение. С одной стороны, совсем не плохо, что наши дети ни в чем не нуждаются, а с другой — вещи для ребят перестали быть ценностью. Они их с легкостью ломают, забывают и бросают, и при этом часто даже не сожалеют об этом.

Почему дети не берегут свои вещи

Каждый представитель старшего поколения может рассказать историю о том, как мечтал в детстве о какой-то вещи, а потом берег ее «как зеницу ока». Каких-то сорок-пятьдесят лет назад ценили каждую игрушку или предмет одежды, а сейчас в песочнице по несколько дней лежат машинки, которые никто не ищет, а у качелей — велосипеды и самокаты. Почему так происходит?

У большинства детей вещей и игрушек больше, чем надо. Раньше у кукол были имена и характеры, а сейчас имена у них общие – Барби, Эвер Афтер Хай, Монстер Хай и другие. Современные игрушки красивые, но безликие и бесхарактерные, потому что их очень много. Дети быстро теряют к ним интерес, заглядываясь на рекламу новых.

Вещи и игрушки постоянно прибавляются, потому что мамы, папы, бабушки, дедушки, крестные «задаривают» ребят по любому поводу. Неудивительно, что в комнате ребенка периодически нет места для новых игрушек и вещей. Освобождается территория быстро и легко – путем избавления от старых любимцев. При этом они не такие уж и старые, просто ребенок забывает о них, переключаясь на новые приобретения.

Ребенок не бережет свои вещи по нескольким причинам:

  1. Всего много. Дети быстро растут, а вещи не отличаются хорошим качеством, поэтому теряют презентабельный вид через короткое время. Неновые вещи вроде бы и беречь не нужно. Ребенок быстро привыкает к тому, что ценить и беречь нужно только новое.
  2. Отсутствие выбора. Как правило, одежда выбирается взрослыми без учета детского мнения. Мама решает, что стильно, а что нет. Ребенок надевает то, что дают, безусловно доверяя вкусу родителей. Для него совершенно не важны цена и эксклюзивность, он не просил вещь, не выбирал, поэтому в понимании ребенка это всего лишь одежда.
  3. Небрежность. Данная черта является ошибкой воспитания. Корни небрежности в раскиданных по дому вещах и игрушках, брошенных рисунках, неубранной посуде и т. д. Ребенку не приходилось соблюдать порядок. А всем известно, что порядок вокруг начинается с порядка в голове. Приученный к порядку ребёнок не будет разбрасывать свои вещи, он бережно расставит по местам игрушки, высушит мокрые варежки.
  4. Гиперопека. Известно, что зачатки самостоятельности появляются в возрасте трех лет, с первого «я сам». Однако, мама лучше знает, что надеть и во что играть. Сонный ребенок часто даже не помнит, что именно на него надевает мама. Иногда в детском саду и начальной школе тратится большое количество времени на то, чтобы найти хозяина шарфа, варежек и даже ботинок. Дети не помнят и не знают своих вещей, а значит, не могут бережно к ним относиться.

Чем опасно отсутствие бережливости

Основная проблема в том, что мы воспитываем потребителя. Ребенок не способен ценить вообще ничего. Просто потребляет что-то до тех пор, пока это имеет для него смысл и нужность. Все, что теряет значимость или внешний вид, перестает интересовать ребенка.

Потребитель легко ломает не только свои вещи, но и то, что принадлежит другим. При этом он не умеет радоваться новым вещам, потому что воспринимает любое приобретение как должное.

Учим беречь вещи

Учить беречь вещи нужно с момента, когда появляется первое осознанное отношение к своей собственности. Он нервничает, когда кто-то берет его вещи, он отбирает свои игрушки у сверстников. Подобное проявление собственничества у ребенка раннего возраста является нормой.

Если же момент формирования бережного отношения упущен, то работа в этом направлении будет сложной и более длительной, однако она все равно приведет к успеху при соблюдении двух важных правил.

  1. Постоянство. Закон бережного отношения к вещам соблюдается всегда и везде. Неважно, что одежда неновая, ее всё равно не нужно рвать и пачкать. Неважно, что у тебя есть новая игрушка, старые не хуже, просто были куплены раньше.
  2. Единство требований. Бережное отношение к вещам – это правило, которое касается всех членов семьи. Каждый должен требовать от ребенка соблюдения элементарных правил: вещи нужно аккуратно класть на место, бережно вешать или сворачивать. Никто из членов семьи не должен завоевывать дешевый авторитет с помощью попустительства.

Способы формирования бережного отношения

  • Создавайте дефицит. У ребенка не должно быть много вещей, пусть лучше чего-то не хватает. Зная, что нет нового, больше ценится старое.
  • Покупайте только то, что действительно нужно или очень хочется. Каждая покупка должна стать маленьким праздником.
  • Не покупайте вещь только для того, чтобы что-то купить. Просьба «купи, хоть что-нибудь» в вашей семье вообще не должна существовать.
  • Обсуждайте при покупке правила пользования и предназначение каждой вещи: где это будет храниться, как использоваться.
  • Создайте среду для ребенка: крючки и вешалки на уровне его роста, полотенце в ванной, полка для обуви, стол, книжные полки и т. д. Важно, чтобы он мог самостоятельно наводить порядок в своем маленьком мире.
  • Не наводите порядок в комнате ребенка в его отсутствие. Пусть он всегда принимает участие в распределении вещей — это поможет ему самостоятельно брать и класть их на место.
  • Учите ребенка самостоятельности: одеваться, собирать портфель. Пусть заранее готовит себе вещи, ваша задача — проверить, как он это сделал. Учите проверять чистоту одежды заранее. Просите называть и пересчитывать игрушки (предметы), которые он берет с собой в детский сад.

Начните с себя. Показывайте пример бережного отношения к своим вещам, рассказывайте о любимых детских игрушках, о своих несбывшихся или сбывшихся мечтах, не допускайте вещизма в семье.

Светлана Садовникова

Фото с сайта vazhnoznat.com

Детство – чудесная пора. Все ребята верят в существование волшебников, сказочных героев и Деда Мороза. Однако в школе прагматизм и скепсис растут пропорционально возрасту. Сохранилась ли у вашего ребёнка вера в чудо, поможет определить наш тест.
Пройти тест