Вопрос специалисту
Ломает, забывает, бросает – как научить ребенка бережному отношению к вещам

Ломает, забывает, бросает – как научить ребенка бережному отношению к вещам

Ломает, забывает, бросает – как научить ребенка бережному отношению к вещам


В настоящее время мы наблюдаем поколение родителей, которые покупают детям большое количество игрушек и вещей, не задумываясь, насколько необходимо то или иное приобретение. С одной стороны, совсем не плохо, что наши дети ни в чем не нуждаются, а с другой — вещи для ребят перестали быть ценностью. Они их с легкостью ломают, забывают и бросают, и при этом часто даже не сожалеют об этом.

Почему дети не берегут свои вещи

Каждый представитель старшего поколения может рассказать историю о том, как мечтал в детстве о какой-то вещи, а потом берег ее «как зеницу ока». Каких-то сорок-пятьдесят лет назад ценили каждую игрушку или предмет одежды, а сейчас в песочнице по несколько дней лежат машинки, которые никто не ищет, а у качелей — велосипеды и самокаты. Почему так происходит?

У большинства детей вещей и игрушек больше, чем надо. Раньше у кукол были имена и характеры, а сейчас имена у них общие – Барби, Эвер Афтер Хай, Монстер Хай и другие. Современные игрушки красивые, но безликие и бесхарактерные, потому что их очень много. Дети быстро теряют к ним интерес, заглядываясь на рекламу новых.

Вещи и игрушки постоянно прибавляются, потому что мамы, папы, бабушки, дедушки, крестные «задаривают» ребят по любому поводу. Неудивительно, что в комнате ребенка периодически нет места для новых игрушек и вещей. Освобождается территория быстро и легко – путем избавления от старых любимцев. При этом они не такие уж и старые, просто ребенок забывает о них, переключаясь на новые приобретения.

Ребенок не бережет свои вещи по нескольким причинам:

  1. Всего много. Дети быстро растут, а вещи не отличаются хорошим качеством, поэтому теряют презентабельный вид через короткое время. Неновые вещи вроде бы и беречь не нужно. Ребенок быстро привыкает к тому, что ценить и беречь нужно только новое.
  2. Отсутствие выбора. Как правило, одежда выбирается взрослыми без учета детского мнения. Мама решает, что стильно, а что нет. Ребенок надевает то, что дают, безусловно доверяя вкусу родителей. Для него совершенно не важны цена и эксклюзивность, он не просил вещь, не выбирал, поэтому в понимании ребенка это всего лишь одежда.
  3. Небрежность. Данная черта является ошибкой воспитания. Корни небрежности в раскиданных по дому вещах и игрушках, брошенных рисунках, неубранной посуде и т. д. Ребенку не приходилось соблюдать порядок. А всем известно, что порядок вокруг начинается с порядка в голове. Приученный к порядку ребёнок не будет разбрасывать свои вещи, он бережно расставит по местам игрушки, высушит мокрые варежки.
  4. Гиперопека. Известно, что зачатки самостоятельности появляются в возрасте трех лет, с первого «я сам». Однако, мама лучше знает, что надеть и во что играть. Сонный ребенок часто даже не помнит, что именно на него надевает мама. Иногда в детском саду и начальной школе тратится большое количество времени на то, чтобы найти хозяина шарфа, варежек и даже ботинок. Дети не помнят и не знают своих вещей, а значит, не могут бережно к ним относиться.

Чем опасно отсутствие бережливости

Основная проблема в том, что мы воспитываем потребителя. Ребенок не способен ценить вообще ничего. Просто потребляет что-то до тех пор, пока это имеет для него смысл и нужность. Все, что теряет значимость или внешний вид, перестает интересовать ребенка.

Потребитель легко ломает не только свои вещи, но и то, что принадлежит другим. При этом он не умеет радоваться новым вещам, потому что воспринимает любое приобретение как должное.

Учим беречь вещи

Учить беречь вещи нужно с момента, когда появляется первое осознанное отношение к своей собственности. Он нервничает, когда кто-то берет его вещи, он отбирает свои игрушки у сверстников. Подобное проявление собственничества у ребенка раннего возраста является нормой.

Если же момент формирования бережного отношения упущен, то работа в этом направлении будет сложной и более длительной, однако она все равно приведет к успеху при соблюдении двух важных правил.

  1. Постоянство. Закон бережного отношения к вещам соблюдается всегда и везде. Неважно, что одежда неновая, ее всё равно не нужно рвать и пачкать. Неважно, что у тебя есть новая игрушка, старые не хуже, просто были куплены раньше.
  2. Единство требований. Бережное отношение к вещам – это правило, которое касается всех членов семьи. Каждый должен требовать от ребенка соблюдения элементарных правил: вещи нужно аккуратно класть на место, бережно вешать или сворачивать. Никто из членов семьи не должен завоевывать дешевый авторитет с помощью попустительства.

Способы формирования бережного отношения

  • Создавайте дефицит. У ребенка не должно быть много вещей, пусть лучше чего-то не хватает. Зная, что нет нового, больше ценится старое.
  • Покупайте только то, что действительно нужно или очень хочется. Каждая покупка должна стать маленьким праздником.
  • Не покупайте вещь только для того, чтобы что-то купить. Просьба «купи, хоть что-нибудь» в вашей семье вообще не должна существовать.
  • Обсуждайте при покупке правила пользования и предназначение каждой вещи: где это будет храниться, как использоваться.
  • Создайте среду для ребенка: крючки и вешалки на уровне его роста, полотенце в ванной, полка для обуви, стол, книжные полки и т. д. Важно, чтобы он мог самостоятельно наводить порядок в своем маленьком мире.
  • Не наводите порядок в комнате ребенка в его отсутствие. Пусть он всегда принимает участие в распределении вещей — это поможет ему самостоятельно брать и класть их на место.
  • Учите ребенка самостоятельности: одеваться, собирать портфель. Пусть заранее готовит себе вещи, ваша задача — проверить, как он это сделал. Учите проверять чистоту одежды заранее. Просите называть и пересчитывать игрушки (предметы), которые он берет с собой в детский сад.

Начните с себя. Показывайте пример бережного отношения к своим вещам, рассказывайте о любимых детских игрушках, о своих несбывшихся или сбывшихся мечтах, не допускайте вещизма в семье.

Светлана Садовникова

Фото с сайта vazhnoznat.com

Всем известно о важности подросткового периода, в котором утверждается независимость, формируется личность, вырабатываются планы на будущее - определяется дальнейшая жизнь человека. Данный период имеет свои психологические особенности, которые необходимо знать родителям для понимания подросших детей. Качество этих знаний можно определить, пройдя тест, подготовленный психологом Викторией Вострецовой.
Пройти тест