Вопрос специалисту
«Мама, купи!», или Что делать с маленьким шопоголиком?

«Мама, купи!», или Что делать с маленьким шопоголиком?

«Мама, купи!», или Что делать с маленьким шопоголиком?


Пик магазинных истерик приходится на возраст от 4 до 7 лет, то есть это счастливое дошкольное детство. Важно разобраться с тем, почему возникает такое поведение у ребенка. А судя по обилию обращений родителей к психологам с этой темой, взрослым важно знать, как реагировать на подобный детский террор.

Познавательная потребность

Маленький ребенок – существо, близкое к природе. Если он увидел что-то, что привлекло его внимание, ему важно это взять, рассмотреть, подержать в руках, забрать себе. И в этом смысле ребенку совершенно неважно, что это – камушек с берега моря или фарфоровая статуэтка. Просто ему понравилось и хочется взять. По сути, много покупок, которые совершил бы ребенок, будь на то его воля, отвечали бы его познавательной потребности, то есть желанию узнавать и пробовать что-то новое.

С возрастом ребенок накапливает в своем опыте информацию о том, что далеко не все, что понравилось, можно взять. Ребенок выделяет определенные ситуации в магазине, когда от решения взрослого зависит, получит он то, что захотелось, или нет. Именно в этом месте возникают детские капризы, истерики и другие попытки повлиять на поведение взрослого.

То есть к четырем-пяти годам ребенок начинает очень хорошо понимать, что в магазине может быть куплено не только то, что надо маме, но и нечто только для него. Что-то, что он попросил. Здесь важно также сказать про соблазн, то есть наличие в магазине большого количества привлекательной для ребенка продукции и активную рекламу детских товаров, льющуюся с экранов телевизоровэ – все это, несомненно, влияет на поведение ребенка в магазине.

Подарки вместо внимания

Если ребенок в семье получает мало внимания взрослого (имеется в виду позитивное внимание), то в магазине будет больше детских капризов. Когда же взрослый чувствует себя виноватым перед ребенком и пытается загладить вину через подарки, то капризы в случае отсутствия подарков и страдания у стойки со сладостями или игрушками становятся еще более закономерными.

Здесь важно сказать про ощущение детской власти. К сожалению, такое часто случается, что на фоне переживания вины родители не чувствуют права принимать решения за ребенка, ограничивать малыша, останавливать или совершать иные действия на благо ребенка, но вопреки его желаниям. В таком случае можно говорить о том, что взрослый не чувствует свою родительскую власть над ребенком. Но семейная система так устроена, что власть должна кому-то принадлежать, и ее берут в свои руки дети. С этой точки зрения капризы в магазине и постоянные просьбы что-то купить будут говорить о попытке ребенка взять власть над родителем.

Как же вести себя родителю?

Покупать и удовлетворять познавательную потребность ребенка или потребность во внимании взрослого или не покупать и проявлять свою родительскую власть?

У каждого взрослого есть своя система ценностей и понимание того, какое количество сладостей и игрушек полезно иметь ребенку. И это очень важное знание, на которое может опираться родитель в спорной ситуации в магазине.

  • Если вы будете делиться с ребенком вашим пониманием смысла покупки, это поможет ему сформировать представление о том, что следует покупать, а что нет. И в ближайшем будущем, а именно в школьном возрасте, дети будут выражать свои запросы более целенаправленно.
  • Включайте ребенка в процесс совершения покупки в магазине. Можно заранее обговорить с ребенком список покупок, в том числе то, что он может купить для себя.
  • Когда у ребенка начинается истерика, не пытайтесь что-то объяснять, сообщите четко о своем решении и спокойно придерживайтесь его.
  • Часто родитель начинает переживать, что о нем плохо подумают окружающие, и поддается на истерику ребенка. Важно в этот момент подумать о том, что ребенку полезно ваша спокойная и твердая позиция, а выглядеть красиво в глазах всех покупателей нереально.
  • Если ребенок без конца требует покупок, несмотря на то, что у него уже полная детская игрушек и несъеденных конфет, проанализируйте, чего именно не хватает вашему малышу, чем наполнена его жизнь, как много вы проводите с ним времени и так далее.
  • Если вы не справляетесь самостоятельно с проблемами истерик, обратитесь к психологу за помощью, в индивидуальной работе всегда проще найти причину трудностей и способы изменения ситуации.

Анна Смирнова, психолог