Вопрос специалисту
Маша – растеряша: учим следить за вещами

Маша – растеряша: учим следить за вещами

Маша – растеряша: учим следить за вещами


Многие родители регулярно сталкиваются с тем, что их ребенок теряет и забывает вещи. Иногда за сезон приходится покупать несколько шапок, варежек, шарфов и т. д. И если разовые «потеряшки» вызывают лишь укор и напоминание своей «маше-растеряше» о необходимости быть внимательной, то «недостача» на регулярной основе вызывает раздражение. Как же объяснить ребенку, что надо следить за вещами?

Почему дошкольники часто теряют вещи?

Маленьким детям не так просто идентифицировать свои вещи в обилии похожих. Они в первую очередь ориентируются на форму, цвет, но не замечают деталей. А в нашу эпоху массового ширпотреба и модных веяний на однотипные игрушки поиск своих вещей представляет непростую задачу.

Казалось бы, существует проверенный способ — подписывать вещи и одежду. Кто-то делает это стойкими чернилами, кто-то нашивает бирки. НО! Эффекта нет, если отсутствует контроль взрослых. Для ребенка нашивка – такая же непонятная надпись или просто «закорючки», как и на вещах других детей, чьи мамы взяли на вооружение эту идею. Придется подбирать по возможности уникальные или выделяющиеся вещи. И помочь ребенку научиться быть внимательным.

Как подбирать вещи для ребенка?

  • По возможности реже делайте покупки на больших местных распродажах. Альтернативой могут стать интернет-магазины или детские отделы в несетевых магазинах.
  • Если нет возможности или времени на поиск уникальных вещей или ребенок принципиально хочет «юбку, как у Кати», то используйте оригинальную «маркировку». Перешейте пуговицы, но так, чтобы они существенно отличались формой или цветом, добавьте какую-то яркую деталь. А можно, наоборот, убрать какой-то элемент декора. При этом обращайте внимание ребенка на эти отличия, проговаривайте их с ним: «Смотри, у тебя юбочка такая же красивая, как у Кати, но на кармашке красивая пуговка-зайчик! Значит, у тебя юбочка с зайчиком!».
  • Если ребенок достаточно взрослый (5-6 лет), обязательно берите его с собой на шопинг и советуйтесь. Ненавязчиво спрашивайте, нет ли подобных вещей у ребят в его группе в детском саду. Подводите к мысли, что очень круто, когда вещь есть только у тебя. Если ребенок сам выбрал то, что ему не только очень нравится, но и выделяется, то можете не сомневаться, что он «узнает ее из тысячи».

Как минимизировать риск потери?

Дети часто теряют или забывают вещи во время прогулок, поездок в общественном транспорте, в магазине и т. д. Ругать и наказывать маленького ребенка за невнимательность – неэффективно, так как концентрация внимания для него сложна в силу возраста. Внимательность, ответственность и аккуратность – это навыки. А навыки следует развивать.

Что предпринять?

  • Не покупайте ребенку много вещей. Ребенок не в состоянии разобраться в 20 футболочках, 15 маечках, 18 юбочках или 20 штанишках и шортиках. Не удивляйтесь, если он не особо помнит, в какой футболке утром ушел в садик. Сократите количество вещей до разумного объема.
  • Составьте и проанализируйте список предметов, которые терялись чаще всего. Наверняка вы заметите определенную закономерность, значит, есть что обсудить и проработать с ребенком.
  • Приучайте ребенка к аккуратности. Пусть он помогает вам раскладывать вещи по местам. Делайте это в формате игры. Отлично подходят ролевые игры с игрушками, когда ребенок выступает в роли «родителя» и учит своего мишку/куклу складывать аккуратно вещи на места, чтобы их не потерять.

Существует большое количество простых и увлекательных игр и упражнений на внимательность. Обязательно практикуйте их дома, на прогулке, даже во время закупки продуктов в магазине. Например, перед походом в магазин с помощью кубиков с изображением продуктов составьте список, что нужно купить. Проговорите его с ребенком. А потом в магазине попросите вспомнить, что же вы запланировали.

«Маша-растеряша» уже школьница, но ситуация не меняется. Что делать?

Если ситуация не меняется по мере взросления ребенка, и он по-прежнему теряет и забывает что угодно – от канцтоваров и спортивной формы до портфеля со всем содержимым, то родителям предстоит проработать эту проблему.

Можно выделить две основные причины такого поведения:

  1. Невнимательность и рассеянность перекочевали из дошкольного и младшего школьного возраста, когда родители не уделили должного внимания развитию этих качеств. В таком случае, придется наверстывать. И будьте готовы, что усилий и времени для этого потребуется значительно больше.
  2. Современные родители очень часто покупают детям вещи по первой просьбе. Дети привыкают, что им все достается легко, поэтому потеряв пенал, ребенок не чувствует сожаления. Он уверен, что родители сразу же решат его потребность. Возможно, он уже по дороге домой успел зайти в магазин и присмотреть себе новый.

Если в первом случае родителям предстоит с опозданием прививать определенные навыки и качества, то второй случай, наверное, более сложный – им придется работать над собой и менять методы воспитания.

Что делать, когда ребенок не ценит то, что имеет, и считает, что ему все и всё должны?

  • Как не банально, в первую очередь не устраивайте скандалов, не ругайте и не кричите. В конце концов, в сложившейся ситуации есть и ваша вина. Надо решать проблему.
  • Дайте понять ребенку, что вы расстроены тем, что он потерял вещь. Не драматизируйте, у ребенка не должно возникнуть ощущения, что предмет или его стоимость для вас важнее, чем он. Тем не менее надо показать, что эта ситуация неприятная.
  • По возможности не торопитесь восполнять потерю. Наверняка в доме найдется альтернатива. Да, это будет не очень модный пенал, или ручка без колпачка, или старые, но вполне функциональные кроссовки. Ни в коем случае не преподносите это как наказание. Пусть ребенок прочувствует, что без бережного отношения к вещам он рискует уменьшить свой комфорт.
  • Естественно, разговаривайте с ребенком о необходимости бережного отношения к вещам и об уважении к вашему труду, ведь вы прикладываете много усилий для того, чтобы обеспечивать его красивыми и удобными вещами.
  • Если разговоры и щадящие меры продолжительное время не дают желаемых изменений, возможно, потребуются более строгие меры (в рамках разумного).  Например, при восстановлении потерянной вещи выбирайте более экономный вариант, даже если имеете достаточные финансовые возможности. Объясните ребенку, что не видите смысла покупать дорогостоящий предмет, который будет утерян через неделю. Но пообещайте, если ситуация изменится, и он продемонстрирует, что стал внимательным и ответственным, то вы с удовольствием снова будете стараться удовлетворять его желания.

Подводя итог, хотелось бы обратить внимание родителей на их собственное поведение. Ваш пример – это лучший метод воспитания. Демонстрируйте качества, которые хотите привить ребенку, и он будет им следовать.

София Шевченко

Фото с сайта ne-kurim.ru

Проверьте себя! Как в вашей семье обстоит дело с обсуждаемой проблемой? Выясните отношение ребенка к деньгам и к средствам их зарабатывания, а также является ли труд родителей для него примером с тестом от портала www.ya-roditel.ru.
Пройти тест