Такие мамы не готовы к «естественным потерям», сопровождающим практически любой обучающий процесс, в том числе и приобретение навыков самообслуживания. Нельзя гарантировать, что при первых попытках помыть тарелку она действительно станет чистой или не будет разбита. Возможно, первые попытки постирать футболку закончатся попутно испорченной маминой блузкой. А самостоятельное мытье полов не закончится разлитым ведром воды. Если на подобные происшествия мама будет реагировать крайне негативно, а в следующий раз откажется принимать помощь ребенка, чтобы избежать дополнительных хлопот, то ей придется и дальше делать все самой. Ребенок не только не приобретет навыки самостоятельности, но и будет воспринимать маму, как «уборщицу» и «прислугу», в чьи обязанности входит его обслуживание.
Выбирая любую из этих моделей поведения, женщина рискует воспитать в своих детях исключительно потребительское отношение. При этом ее забота и труд постепенно нивелируются, поскольку ребенок из-за отсутствия личного опыта выполнения домашней работы не может оценить ее сложность и трудоемкость. Свой комфорт и быт он воспринимает, как нечто само собой разумеющееся.
Выход из ситуации: Самостоятельность, навыки самообслуживания и распределение домашних обязанностей – все это обязательные элементы воспитания и развития ребенка. Родители не должны создавать вакуум и тепличные условия для своего чада. Главная их задача – воспитание самодостаточной, самостоятельной и всесторонне развитой личности. И при выполнении этой задачи не обойтись без терпения и взвешенности в поступках. Очень важно избегать крайностей – необходим баланс между гиперопекой и отсутствием заботы и воспитания.
Неоправданная и бесполезная трата времени
Если проанализировать то, что делает мама дома в течение дня, то не менее 50% из этого —выполнение просьб и желаний ребенка. А самое главное — большую часть этих просьб можно назвать необоснованными, потому что ребенок может самостоятельно с ними справиться. Например:
- мама, налей водички;
- мама, подай ложку;
- мама, найди мой свитер;
- мама, дай мне книжку;
- мама, покажи, подсади, достань, подержи и т.д.
Казалось бы, все это совершенно безобидные просьбы. И родители действительно должны заботиться о детях. Но, во-первых, в совокупности они действительно отнимают много времени, поскольку маме приходится дополнительно отвлекаться от других забот. Во-вторых, исполнение просьб по первому зову и безотказность может сформировать в ребенке ощущение, что самостоятельно ему ничего не надо делать, всегда можно обратиться к маме. Такое восприятие жизненных реалий убивает у ребенка желание развиваться и стремиться к чему-то.
Выход из ситуации: Необходимо научиться отказывать ребенку. Забота, перерастающая в гиперопеку, не несет в себе никакой пользы для ребенка, и скорее способна сформировать беспомощную личность. Следует осознать, что хорошая мама – это не та, которая делает много «для» и «за» ребенка в режиме 24/7. Хорошая мама – та, которая находит баланс в воспитании ребенка и не только обеспечивает ему комфорт и безопасность, но и развивает и учит его самостоятельности. Нельзя на протяжении 7 лет исполнять все капризы, а потом в агрессивной форме заявить, что вам все это надоело и ребенок должен научиться сам себя обслуживать. Вся тонкость воспитания именно в том, что необходимо постепенно с самого детства приучать малыша выполнять простейшие бытовые действия – сначала он будет делать это с мамой, потом самостоятельно.
София Шевченко
Фото с сайта krishna.ru
В подростковом возрасте оформляются основные черты личности, которые потом начинают проявляться во всех сферах жизни. В новом тесте Я – Родитель предлагает выяснить тип личности вашего ребенка
Пройти тест