Вопрос специалисту
Нужно ли ограждать детей от реальности?

Нужно ли ограждать детей от реальности?

Нужно ли ограждать детей от реальности?


Желание сделать жизнь ребенка максимально защищенной, радостной и беззаботной свойственно многим родителям. Они стараются наполнить детство детей яркими, запоминающимися событиями и выстраивают вокруг своего чада волшебный мир, в котором исполняются желания, нет проблем и бед, все счастливы и улыбаются.

Желание, продиктованное стремлением уберечь нестабильную детскую психику от потрясений, понятно. Но хочется напомнить родителям, что основная цель воспитания – подготовить ребенка к самостоятельной жизни. Искажая картину мира и ограничивая его контакт с реальностью, сделать это невозможно. 

Чем меньше информации получает ребенок о внешнем мире и основах взаимодействия в социуме, тем неподготовленней он оказывается к взрослой жизни.

Даже самые благие намерения могут привести к катастрофе. В большинстве случаев главная причина стремления уберечь ребенка от реальности – это желание продлить его счастливое детство. 

Чем больше взрослые ограждают ребенка от окружающего мира, тем беззащитней он перед ним будет. Следует понять, что постоянно контролировать чадо и быть рядом с ним не получится. Он растет, развивается, расширяет круг общения. Оказавшись в обществе более адаптированных к реальности сверстников, он может почувствовать себя чужаком или даже стать изгоем, потому что окружающие будут насмехаться над его «сказочными замками» и «розовыми очками». А столкнувшись с жестокостью и несправедливостью, ребенок получит колоссальную психологическую травму. Разрушение иллюзий даже для взрослых людей не проходит бесследно, а для ребенка в такие моменты рушится весь мир, в котором он до этого счастливо жил. 

 «Скрывать» реальность от детей свойственно взрослым, получившим в детстве психологическую травму. Родители неосознанно стараются избегать повторения подобных ситуаций в жизни своего ребенка и полностью защищают его от информации об этом зле. Правильно ли такое поведение? Нет. От того, что мы не обсуждаем проблему и не пытаемся морально подготовиться к встрече с ней, она никуда не исчезает. Ребенку необходимо осознавать опасность и знать, как вести себя в таких ситуациях. 

Как подготовить ребенка к жизненным трудностям

Не хочется, чтобы из всего вышесказанного у вас сложилось впечатление, что мы предлагаем с младенчества показывать ребенку криминальную хронику и говорить, что жизнь тяжела и опасна. Ни в коем случае!

Во всем должен быть здравый смысл. Любую информацию ребенок должен получить в формате, соответствующем его возрасту. И здесь на помощь приходят сказки. Вспомните сюжеты некоторых из них – это же самые настоящие триллеры про выживание! Чего только стоит «Красная Шапочка». Слушая такую сказку, ребенок узнает, что бывают опасные ситуации. Вот пошла девочка одна в лес, не той тропинкой, заговорила с незнакомцем, хотя этого не следовало делать, рассказала ему о своей бабушке и т.д. В итоге чуть не погибли и бабушка, и девочка. Но к счастью, вовремя подоспели храбрецы-удальцы, которые их спасли. Ну чем не детектив с триллером?

А если вспомнить оригинал сказки от Шарля Перо или Братьев Гримм, то это еще и «ужастик». Напомним, в версии Шарля Перро никаких охотников не было, девочка и бабушка погибли в пасти волка. То есть это была скорее назидательная басня юным девицам о том, что под личиной вежливости может скрываться злодей. У Братьев Гримм в одной версии сказки появились охотники, которые вспороли волку живот, спасли бабушку с девочкой, а затем живот волка набили камнями, зашили и утопили в колодце (по аналогии сказки «Волк и семеро козлят»). А в другой их версии бабушка с внучкой спаслись сами, утопив волка в корыте.

Надо отметить, что многие, будучи взрослыми и перечитывая сказки Братьев Гримм, принимают решение оградить своего ребенка от подобных сказок. И здесь мы подходим к еще одному важному моменту – обсуждение с ребенком темы смерти.

Готовы ли дети воспринимать информацию о смерти?

Сразу озвучим несколько ключевых моментов:

  • Не надо ассоциировать ребенка с «маленьким взрослым». Дети очень многое воспринимают совершенно иначе, чем взрослые.
  • У детской психики достаточно крепкие защитные механизмы. Поэтому, например, некоторые сказки, вызывающие у взрослых негодование, дети воспринимают спокойно, черпая из них другую информацию и сценарии развития событий.
  • Не стоит вываливать на ребенка большой объем сложной негативной информации за раз, особенно, если он еще не задавал вам вопросов о смерти. Но если такие вопросы возникли, то замалчивать и делать из них тайну нельзя. Просто формат обсуждения должен быть доступным для ребенка.

Что мы подразумеваем под «доступным форматом»? Рассказать о смерти можно и на примере животных или растений, но обязательно в положительном ключе. Это не должен быть рассказ из двух слов: «дерево посадили, оно выросло, и его спилили» или «собачка родилась, а потом умерла». Расскажите о том, как происходит прорастание семечки, как деревце растет и крепнет, как расцветает каждую весну, как на нем живут птицы, букашки и т. д. То же самое о животных – сколько прекрасного и интересного происходит в жизни каждого живого существа. И все это плавно подводится к тому, что рано или поздно приходит конец жизненного пути. И это не плохо и не хорошо, просто так устроен мир. И главное то, как проходит этот путь.

Мы не можем уберечь ребенка от всего на свете. Но мы не можем и подготовить его абсолютно ко всему. Любите своих детей, заботьтесь об их счастливом детстве, но помните о том, что ваш ребенок должен быть готовым к жизни!

София Шевченко

Фото с сайта infourok.ru

Многие считают критику одним из самых действенных методов избавления от недостатков, поэтому важно научить детей спокойно реагировать на замечания. Для начала необходимо определить причины болезненной реакции. Тест предназначен для родителей подростков 12-15 лет.
Пройти тест