Вопрос специалисту
Нужно ли ограждать детей от реальности?

Нужно ли ограждать детей от реальности?

Нужно ли ограждать детей от реальности?


Желание сделать жизнь ребенка максимально защищенной, радостной и беззаботной свойственно многим родителям. Они стараются наполнить детство детей яркими, запоминающимися событиями и выстраивают вокруг своего чада волшебный мир, в котором исполняются желания, нет проблем и бед, все счастливы и улыбаются.

Желание, продиктованное стремлением уберечь нестабильную детскую психику от потрясений, понятно. Но хочется напомнить родителям, что основная цель воспитания – подготовить ребенка к самостоятельной жизни. Искажая картину мира и ограничивая его контакт с реальностью, сделать это невозможно. 

Чем меньше информации получает ребенок о внешнем мире и основах взаимодействия в социуме, тем неподготовленней он оказывается к взрослой жизни.

Даже самые благие намерения могут привести к катастрофе. В большинстве случаев главная причина стремления уберечь ребенка от реальности – это желание продлить его счастливое детство. 

Чем больше взрослые ограждают ребенка от окружающего мира, тем беззащитней он перед ним будет. Следует понять, что постоянно контролировать чадо и быть рядом с ним не получится. Он растет, развивается, расширяет круг общения. Оказавшись в обществе более адаптированных к реальности сверстников, он может почувствовать себя чужаком или даже стать изгоем, потому что окружающие будут насмехаться над его «сказочными замками» и «розовыми очками». А столкнувшись с жестокостью и несправедливостью, ребенок получит колоссальную психологическую травму. Разрушение иллюзий даже для взрослых людей не проходит бесследно, а для ребенка в такие моменты рушится весь мир, в котором он до этого счастливо жил. 

 «Скрывать» реальность от детей свойственно взрослым, получившим в детстве психологическую травму. Родители неосознанно стараются избегать повторения подобных ситуаций в жизни своего ребенка и полностью защищают его от информации об этом зле. Правильно ли такое поведение? Нет. От того, что мы не обсуждаем проблему и не пытаемся морально подготовиться к встрече с ней, она никуда не исчезает. Ребенку необходимо осознавать опасность и знать, как вести себя в таких ситуациях. 

Как подготовить ребенка к жизненным трудностям

Не хочется, чтобы из всего вышесказанного у вас сложилось впечатление, что мы предлагаем с младенчества показывать ребенку криминальную хронику и говорить, что жизнь тяжела и опасна. Ни в коем случае!

Во всем должен быть здравый смысл. Любую информацию ребенок должен получить в формате, соответствующем его возрасту. И здесь на помощь приходят сказки. Вспомните сюжеты некоторых из них – это же самые настоящие триллеры про выживание! Чего только стоит «Красная Шапочка». Слушая такую сказку, ребенок узнает, что бывают опасные ситуации. Вот пошла девочка одна в лес, не той тропинкой, заговорила с незнакомцем, хотя этого не следовало делать, рассказала ему о своей бабушке и т.д. В итоге чуть не погибли и бабушка, и девочка. Но к счастью, вовремя подоспели храбрецы-удальцы, которые их спасли. Ну чем не детектив с триллером?

А если вспомнить оригинал сказки от Шарля Перо или Братьев Гримм, то это еще и «ужастик». Напомним, в версии Шарля Перро никаких охотников не было, девочка и бабушка погибли в пасти волка. То есть это была скорее назидательная басня юным девицам о том, что под личиной вежливости может скрываться злодей. У Братьев Гримм в одной версии сказки появились охотники, которые вспороли волку живот, спасли бабушку с девочкой, а затем живот волка набили камнями, зашили и утопили в колодце (по аналогии сказки «Волк и семеро козлят»). А в другой их версии бабушка с внучкой спаслись сами, утопив волка в корыте.

Надо отметить, что многие, будучи взрослыми и перечитывая сказки Братьев Гримм, принимают решение оградить своего ребенка от подобных сказок. И здесь мы подходим к еще одному важному моменту – обсуждение с ребенком темы смерти.

Готовы ли дети воспринимать информацию о смерти?

Сразу озвучим несколько ключевых моментов:

  • Не надо ассоциировать ребенка с «маленьким взрослым». Дети очень многое воспринимают совершенно иначе, чем взрослые.
  • У детской психики достаточно крепкие защитные механизмы. Поэтому, например, некоторые сказки, вызывающие у взрослых негодование, дети воспринимают спокойно, черпая из них другую информацию и сценарии развития событий.
  • Не стоит вываливать на ребенка большой объем сложной негативной информации за раз, особенно, если он еще не задавал вам вопросов о смерти. Но если такие вопросы возникли, то замалчивать и делать из них тайну нельзя. Просто формат обсуждения должен быть доступным для ребенка.

Что мы подразумеваем под «доступным форматом»? Рассказать о смерти можно и на примере животных или растений, но обязательно в положительном ключе. Это не должен быть рассказ из двух слов: «дерево посадили, оно выросло, и его спилили» или «собачка родилась, а потом умерла». Расскажите о том, как происходит прорастание семечки, как деревце растет и крепнет, как расцветает каждую весну, как на нем живут птицы, букашки и т. д. То же самое о животных – сколько прекрасного и интересного происходит в жизни каждого живого существа. И все это плавно подводится к тому, что рано или поздно приходит конец жизненного пути. И это не плохо и не хорошо, просто так устроен мир. И главное то, как проходит этот путь.

Мы не можем уберечь ребенка от всего на свете. Но мы не можем и подготовить его абсолютно ко всему. Любите своих детей, заботьтесь об их счастливом детстве, но помните о том, что ваш ребенок должен быть готовым к жизни!

София Шевченко

Фото с сайта infourok.ru

Как не ошибиться с выбором профессии, особенно если какие-либо склонности у вчерашнего школьника не выражены ярко? Ответить на этот вопрос поможет тест Холланда. Ответьте на вопросы и узнаете, какая работа вам наиболее подходит.
Пройти тест