В каких ситуациях похвала неуместна?
Расскажу вам одну историю. Мальчик Ваня решил побросать мяч в баскетбольное кольцо. Спустя несколько попыток он попал в цель. Тут же к нему подошел учитель и с одобрением воскликнул: «Ребята, смотрите, как у Вани здорово получается!». Мальчик с испугом посмотрел на тренера и ушел, положив мяч.
Это отнюдь не природная скромность ребенка. Большинство из нас поступило бы так же. Дело в том, что у парня еще не закрепился навык, и он не знает, будет ли следующая попытка успешной. Теперь он беспокоится о следующем броске. Да еще и ребята будут оценивать его. Лучше уйти, пока не опозорился.
В данном случае похвала неуместна. Когда ребенок сосредоточен, нет смысла тормозить процесс комментариями.
Похвала будет неуместна и в тех случаях, когда она необъективна. Например, ваш сын сокрушается, что в футбольном матче не забил ни одного гола. Не стоит переубеждать его, повторяя, что он отлично справился и был лучше всех на поле. В этой ситуации лучше признать его чувства: «Я понимаю, что ты расстроен. Это действительно неприятно» и отметить прогресс: «Видела, что старался. В прошлых матчах тебе не удавалось так приблизиться к воротам. Тренировки не прошли даром».
Как избежать чрезмерной похвалы?
1. Выбирайте подходящий момент. Хвалите тогда, когда ребенок ждет вашей реакции.
2. Избегайте сравнений. Мы всегда хотим выделить ребенка, сказав: «Ты написал контрольную лучше всех в классе». Такой похвалой мы учим ребенка извлекать радость из неудач других людей, и в то же время тревожиться от их успехов.
3. Избегайте оценок. Какими бы привычными они не казались, оценочные комментарии часто снижают у детей интерес к делу. Пусть дети просто получают удовольствие от того, что сделали, а не ждут оценки.
4. Вместо «оценочной похвалы» используйте «описательную». Старайтесь описывать прогресс, усилия, влияние на окружающих. Вместо оценки: «Молодец, ты хорошо сделал», используйте описание: «Ух ты, я вижу в комнате порядок. Ого, как аккуратно сложена одежда в шкафу». Или отметьте: «Ты полностью убрал комнату. И даже аккуратно сложил вещи». Можно еще прокомментировать: «Думаю, папа будет доволен. Он любит, когда все лежит на своих местах».
5. Вместо очередной похвалы попробуйте начать разговор так: «Ого, какой рисунок! Я вижу море и рыбок. Куда они плывут?». Возможно, вы услышите интересный рассказ, а потом и увидите новую зарисовку этой истории.
Задумайтесь, сколько раз в день и по какому поводу вы хвалите ребенка? Постарайтесь записывать свои наблюдения ежедневно в течение недели. Проанализировав записи, будет несложно откорректировать воспитательные моменты похвалы.
Дарья Рябина
Фото с сайта aptecki.net
Кто вы — либерал, позволяющий ребенку все, или диктатор, который держит ребенка в ежовых рукавицах? Пройдите тест портала «Я – родитель» и узнайте об особенностях вашего стиля воспитания, а также об альтернативных способах воспитания.
Пройти тест