Почему ребенок обманывает?
Абсолютно все родители рано или поздно сталкиваются с враньем ребенка, и первые попытки могут даже смешить или умилять, но только первые — последующие злят и выводят из себя. Если не до смеха, то первая мысль — что сделать: отругать, серьезно наказать или проигнорировать, «поставив на контроль»? Возникает даже некоторая паника. На самом деле, первое, что следует сделать – это успокоиться и найти причины такого поведения.
Возрастная специфика
Детская ложь крохи 2-4 лет – это своеобразная «проба пера». Она еще неуклюжая и даже не всегда осмысленная. Например, малыш может сказать, что не брал игрушку, хотя держит ее в руках за спиной. Или утверждать, что не ел варенье, но при этом у него на лице явные следы «преступления». В таком возрасте не всегда присутствует явный умысел. Ребенок словно пробует, как это работает, какая будет реакция, и есть ли в этом польза.
В возрасте 5-8 лет ложь становится более осмысленной. Ребенок уже обладает некоторыми навыками контроля эмоций, поэтому его обман может выглядеть достаточно правдоподобно, если не расспрашивать. Если развить тему, то он выдаст себя или признается.
В 9-11 лет ребенок уже достаточно контролирует свои эмоции, имеет некоторый «жизненный опыт» и способен умело лгать. Но, с другой стороны, в этом возрасте принципы морали уже четко сформированы: он имеет представление о «добре» и «зле», о том, что «плохо» и «хорошо», поэтому старается не врать. У ребенка в этом возрасте может сформироваться понятие «ложь во благо», когда он не договаривает или умалчивает о чем-то, чтобы не испортить отношения с окружающими. Но именно в этот период родителям стоит уделить особое внимание поведению ребенка, чтобы успеть «отделить зерна от плевел».
Основные причины и цели детской лжи
Чтобы справиться с проблемой и предотвратить трансформацию ребенка в патологического врунишку, необходимо определить истинные причины его лжи. Они могут быть разными, поэтому выделим основные.
Страх наказания — самая распространенная причина детской лжи. Для ребенка обман становится своеобразной защитой, пусть и кратковременной, от родительского гнева. Факт, что ребенок испытывает страх, пытаясь скрыть даже незначительный проступок, должен насторожить родителей: а правильно ли выстроены отношения?
Что делать? Проанализируйте свои методы воспитания. Всегда ли наказания уместны и соответствуют проступку? Стоит учесть, что крик – это уже наказание для ребенка, и никакая разбитая чашка не стоит испорченных отношений.
Неуверенность в себе может стать поводом для приукрашивания действительности. Например, придя домой, школьник рассказывает, что быстрее всех бегал, выше всех прыгал, лучше всех справился с заданием и т. д. Таким способом он пытается привлечь внимание родителей и получить похвалу. Аналогично ребенок может приходить в школу и хвастать перед одноклассниками, что ему вручили супердорогие подарки на день рождения, что разрешили не спать всю ночь или смотреть фильмы 16+. Его цель — поднять свой авторитет и значимость.
Что делать? Уделяйте ребенку больше внимания, оказывайте поддержку. Он должен знать, что его любят не за оценки или достижения, а за то, что он есть. Расскажите, что авторитет в обществе достигается самореализацией в любимом деле.