Поведение ребенка на детской площадке: заметки для мамы
Почему важно говорить о том, как ведет себя ребенок на детской площадке? Первый выход в свет, первый шаг к открытию большого мира или, говоря научным языком, первый опыт социального взаимодействия вне семьи, безусловно, это посещение детской площадки.
Детские и семейные психологи используют в работе такой метод, как наблюдение. Ведь не всегда ребенок может что-то рассказать, пожаловаться на какие-то трудности. Скорее задача взрослого — наблюдать за ребенком.
Иногда мама так привыкает к поведению своего ребенка, особенно если это единственный ребенок, что не замечает каких-то особенностей своего ребенка или того, что ребенок просто повзрослел и у него в связи с этим меняются потребности. И как раз на детской площадке мама может со стороны посмотреть на то, как общается ребенок, с кем и во что играет, может быть, даже больше узнать о своем ребенке именно на улице, а не дома.
Как ребенок общается
Прежде всего, наблюдение за малышом дает понять, как он общается с другими детьми. Хочет ли он общаться, стремится ли к общению, наблюдает, копирует (если речь идет о ребенке от 1 года до 2,5-3 лет) или, наоборот, избегает общения. При этом он может бояться других детей, проявляя агрессию или чрезмерную осторожность и боязливость, либо как будто не замечать других детей, всегда играя в одиночестве.
Как помочь ребенку, который боится общаться?
Это может происходить, если ребенок по своей природе осторожен и у него был отрицательный опыт общения с детьми. В этом случае важно с ребенком, уже придя домой, в спокойной домашней обстановке играть в то, как один персонаж подружился с другим, важно с помощью игры рассказать ребенку о ценности дружбы, как интересно играть вместе, важно, чтобы ребенок почувствовал, что ему играть с вами интересно и весело!
Как помочь ребенку, который проявляет агрессию?
Здесь также важно рассказать в игре, как знакомиться и налаживать контакт. Если ребенок, вместо того чтобы попросить, отбирает игрушки или каким-то другим образом проявляет агрессию к детям, ему через игру важно дать другой способ общения и показать, что неагрессивный способ лучше и приятнее.
Если ребенок не ищет такого общения
В первую очередь, нужно разобраться с тем, является ли это индивидуальной чертой характера или же это симптом какой-то проблемы. Стоит обратиться для диагностики к детскому психоневрологу, если ребенок предпочитает индивидуальные игры не только на площадке, но и дома крайне мало контактирует с родителями и близкими.
Как реагирует на неудачи
Если ребенку не дали покататься на велосипеде или ему никак не удается взгромоздиться на качели, обратите внимание на то, как малыш пытается добиться своего, просит ли, а если просит, то как, важно ли ему вообще добиться своего.
Важно, как мама реагирует на неудачи ребенка: подливает масла в огонь («ну я же говорила, не лезь!») или все делает за ребенка, пытаясь оградить его от каких-либо неудач и разочарований. А ведь неудачи и промахи необходимы для того, чтобы научиться добиваться чего-то самостоятельно, и мамина поддержка здесь крайне необходима.
Наблюдать за малышами на детской площадке не только приятно и интересно, но и полезно. Просто наблюдая, можно лучше узнать своего ребенка, заметить, как, например, он повзрослел, уже умеет что-то новое. В случае если у ребенка есть какие-либо трудности, внимательная мама сможет помочь ему, при необходимости можно обратиться и к детскому психологу для более точной диагностики.
Анна Рябова, психолог