Вопрос специалисту
Привычка слушаться родителей – отличная привычка!

Привычка слушаться родителей – отличная привычка!

Привычка слушаться родителей – отличная привычка!


Родители желают детям добра, близкие люди плохого не посоветуют — эти истины знакомы всем с детства, и мы пытаемся донести их до собственных детей. Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок вырос умным, добрым, культурным и, конечно, счастливым. Путь к светлому будущему ребенка долгий и непростой, и первым кирпичиком будет привычка слушаться родителей.

Приучаем слушать и слушаться

У современных ребят наблюдается две крайности: слушаться всех или не слушаться никого. Они обе одинаково разрушительны для ребенка: нужно учить его слушаться избирательно. Слушаться родителей – это отличная привычка, но ее нужно прививать целенаправленно и правильно.

Приучать ребенка слушать и слушаться стоит с раннего детства. Самым активным периодом должен стать возраст от двух до двенадцати лет — это самое благоприятное время для воспитательных воздействий. В подростковый период указания взрослых воспринимаются избирательно, вот тут-то и начинает приносить плоды привычка слушаться родителей.

Нужно разграничить ситуации, когда требуется безоговорочное подчинение, а когда предполагается диалог. В первом случае слова должны звучать четко и уверенно, а исполнение просьбы контролироваться. Во втором допускаются вопросительные интонации: как ты думаешь? При этом выводы также делаются уверенным тоном.

Еще одним важным условием формирования привычки слушаться является связь слова с делом. Обещал – выполни! Это очень важно. Обещали выбросить игрушки, если ребенок не убирает их, значит, они должны исчезнуть. Обещали прогулку на выходные – значит, гуляем или заменяем чем-то другим с согласия ребенка. Самый лучший возраст для начала формирования привычки слушаться – младший дошкольный возраст.

Пять шагов к привычке слушаться

Шаг первый – приучаем следовать указаниям. На первых порах руководить поведением ребенка сложно. Нужно приучать его делать то, что говорите, следующим образом: например, если ребенок заигрался, и вы понимаете, что уйти с площадки будет проблематично, сами предложите ему поиграть еще немного. Если он прыгает, опередите: «Прыгай выше!» и направляйте его активность в нужное вам русло: «А теперь побежали домой» и так далее. Медленно, но верно малыш будет привыкать следовать вашим указаниям.

Шаг второй – приучаем отзываться и выполнять требования. Периодически зовите ребенка, чтобы угостить яблоком, печеньем, поиграть вместе или что-то посмотреть. Если он не спешит, и приходит не сразу, то вы угощения не даете: «Все уже закончилось» или «Моя свободная минутка закончилась», но подсказываете: «Когда зовут, надо сразу прибегать!». Приучайте ребенка выполнять ваши просьбы, подкрепляя это чем-то приятным.

Это — просьбы, они – мягкие, требования – жесткие и обязательные. В этом воспитательном моменте за основу можно взять слова Наполеона о том, что нужно отдавать только те приказы, которые будут выполнены. Да, если вы уверены, что ребенок справится, требуйте — тогда у чада не будет сомнений в ваших указаниях.

Шаг третий — договариваемся заранее. Например, ребенок просит поиграть на площадке, но вы ограничены временем. Разрешите ему играть при условии, что он сразу, без нытья и капризов, пойдет домой, как только вы его позовете. Пусть малыш пообещает. При непослушании напомните ему о договоренности и его обещании. Наберитесь терпения, напоминайте ребенку о соглашении и выполняйте его условия.

Шаг третий — отклоняем капризы. Детям свойственно капризничать, то есть настаивать на своем с помощью криков, слез, истерик. Нужно отделять капризы от обоснованных просьб и отклонять их. Не поддавайтесь на попытки манипулировать вами, приучайте ребенка к тому, что у взрослых есть важные дела, с которыми нужно считаться.

Шаг четвертый: формируем обязанности. Со временем нужно формулировать требования, которые перерастут в обязанности. Важно, чтобы требования были едины у всех членов семьи. Эти требования постоянны, а, значит, переходят в обязанности ребенка. Их пока немного, но они должны выполняться постоянно. С возрастом круг обязанностей расширяется. Иногда взрослым проще все сделать самим, но тогда задача — приучить —не будет выполнена. Напоминайте детям об обязанностях и добивайтесь, чтобы они выполняли их без напоминания.

Шаг пятый – учим ответственности. Итак, ребенок без напоминания выполняет свои обязанности, слышит ваши просьбы и откликается на обращения. Ответственности ребенка необходимо расти, поэтому невыполненные поручения должны нести за собой определенную расплату: порицание или наказание. Ответственность ребенка состоит в выполнении поручений и ответе за свои поступки.

Ребенку, конечно, надо слушаться родителей, но и требования взрослых должны быть обоснованными и справедливыми. Постепенно внутренние противоречия уйдут, и просьбы родителей уже не будут нуждаться в объяснениях.

Если ребенок осознает степень ответственности во всех поручениях, то вы воспитали привычку слушать и слушаться родителей, а это — отличная привычка!

Светлана Садовникова

Фото с сайта photo.99px.ru

Всем известно о важности подросткового периода, в котором утверждается независимость, формируется личность, вырабатываются планы на будущее - определяется дальнейшая жизнь человека. Данный период имеет свои психологические особенности, которые необходимо знать родителям для понимания подросших детей. Качество этих знаний можно определить, пройдя тест, подготовленный психологом Викторией Вострецовой.
Пройти тест