Пять шагов к привычке слушаться
Шаг первый – приучаем следовать указаниям. На первых порах руководить поведением ребенка сложно. Нужно приучать его делать то, что говорите, следующим образом: например, если ребенок заигрался, и вы понимаете, что уйти с площадки будет проблематично, сами предложите ему поиграть еще немного. Если он прыгает, опередите: «Прыгай выше!» и направляйте его активность в нужное вам русло: «А теперь побежали домой» и так далее. Медленно, но верно малыш будет привыкать следовать вашим указаниям.
Шаг второй – приучаем отзываться и выполнять требования. Периодически зовите ребенка, чтобы угостить яблоком, печеньем, поиграть вместе или что-то посмотреть. Если он не спешит, и приходит не сразу, то вы угощения не даете: «Все уже закончилось» или «Моя свободная минутка закончилась», но подсказываете: «Когда зовут, надо сразу прибегать!». Приучайте ребенка выполнять ваши просьбы, подкрепляя это чем-то приятным.
Это — просьбы, они – мягкие, требования – жесткие и обязательные. В этом воспитательном моменте за основу можно взять слова Наполеона о том, что нужно отдавать только те приказы, которые будут выполнены. Да, если вы уверены, что ребенок справится, требуйте — тогда у чада не будет сомнений в ваших указаниях.
Шаг третий — договариваемся заранее. Например, ребенок просит поиграть на площадке, но вы ограничены временем. Разрешите ему играть при условии, что он сразу, без нытья и капризов, пойдет домой, как только вы его позовете. Пусть малыш пообещает. При непослушании напомните ему о договоренности и его обещании. Наберитесь терпения, напоминайте ребенку о соглашении и выполняйте его условия.
Шаг третий — отклоняем капризы. Детям свойственно капризничать, то есть настаивать на своем с помощью криков, слез, истерик. Нужно отделять капризы от обоснованных просьб и отклонять их. Не поддавайтесь на попытки манипулировать вами, приучайте ребенка к тому, что у взрослых есть важные дела, с которыми нужно считаться.
Шаг четвертый: формируем обязанности. Со временем нужно формулировать требования, которые перерастут в обязанности. Важно, чтобы требования были едины у всех членов семьи. Эти требования постоянны, а, значит, переходят в обязанности ребенка. Их пока немного, но они должны выполняться постоянно. С возрастом круг обязанностей расширяется. Иногда взрослым проще все сделать самим, но тогда задача — приучить —не будет выполнена. Напоминайте детям об обязанностях и добивайтесь, чтобы они выполняли их без напоминания.
Шаг пятый – учим ответственности. Итак, ребенок без напоминания выполняет свои обязанности, слышит ваши просьбы и откликается на обращения. Ответственности ребенка необходимо расти, поэтому невыполненные поручения должны нести за собой определенную расплату: порицание или наказание. Ответственность ребенка состоит в выполнении поручений и ответе за свои поступки.
Ребенку, конечно, надо слушаться родителей, но и требования взрослых должны быть обоснованными и справедливыми. Постепенно внутренние противоречия уйдут, и просьбы родителей уже не будут нуждаться в объяснениях.
Если ребенок осознает степень ответственности во всех поручениях, то вы воспитали привычку слушать и слушаться родителей, а это — отличная привычка!
Светлана Садовникова
Фото с сайта photo.99px.ru
Адекватная самооценка во многом определяет поведение человека и его отношения с окружающими, поэтому при необходимости ее надо корректировать. Вопросы — для подростка, ответы — для вас, родители.
Пройти тест