Ребенок специально вредит и портит имущество: что предпринять?
«Мой ребенок специально рвет книги, разрисовывает обои, периодически разбивает что-то из посуды, и мы никак не можем справиться с этой ситуацией…» — подобные жалобы родителей — не редкость.
Дети портят вещи не без причины, но, как правило, сами не могут толком объяснить, зачем это сделали, так как для них эта задача слишком сложна: проанализировать поступок и найти скрытые причины, подтолкнувшие на это.
Психологи считают, что главной причиной деструктивного поведения детей становится их осознаваемая или бессознательная агрессия. Речь идет о детях старшего дошкольного возраста и младшего школьного: малыши до 4-5 лет познают мир, и портят вещи в основном из любопытства, у подростков агрессия связана с взрослением.
Чтобы исправить ситуацию, нужно постараться понять причины деструктивного поведения ребенка.
Причины детской агрессии
- Устойчивая модель поведения. Познавая мир, дети пробуют разные модели поведения, в том числе и агрессивные. Устойчивой моделью станет та, которая позволяет добиться желаемого. Например, если получилось в драке отобрать игрушку, то ребенок будет драться снова и снова.
- Копирование поведения. Особенность детского возраста — бессознательное копирование чьего-либо поведения. Чаще всего — родителей. Дети могут подражать и старшим братьям-сестрам, и учителю, и сверстнику, и любимому персонажу мультфильма. Если родители часто выясняют отношения в присутствии ребенка, решают разногласия силой или часто используют физические наказания, то деструктивное поведение (в том числе агрессия) обязательно будут проявляться и у ребенка.
- Вседозволенность. Чрезмерные забота и внимание родителей часто приводят к тому, что ребенок становится избалованным, а порой и вовсе неуправляемым. Любое неисполнение желания приводит к агрессии.
- Желание привлечь внимание родителей. Когда родители проводят мало времени со своим ребенком, то он, портя вещи, просто хочет, чтобы взрослые отвлекись от своих разговоров или гаджетов и обратили на него внимание.
- Негативная эмоциональная атмосфера в семье. Любой ребенок, а особенно дошкольник – это лучший индикатор отношений в семье. Если он постоянно что-то портит, грубит и дерется, значит в семье что-то не так.
- Самозащита. Ребенок может грубить, обзываться, злиться, протестуя против несправедливости или жестокости. Это происходит, если его потребности не удовлетворяются. Так же школьники используют агрессию для защиты своих интересов в классе, для отстаивания точки зрения. Чем чаще дети сталкивается с такими явлениями, тем устойчивее становится агрессия.
Чтобы исправить ситуацию, надо определить, что может вызывать агрессию именно в вашем случае.
Убрать агрессию можно следующими способами:
Направьте энергию ребенка в позитивное русло: используя его интерес, предложите другие, «безвредные» занятия и игры.
Учите детей контролировать свое эмоциональное состояние, знакомьте их со специальными приемами саморегуляции. Например, предложите считать до 10 каждый раз, как он будет чувствовать сильную злость.
Расскажите о допустимых способах выражения агрессии и злости. Например, пусть рисует то, что вызывает агрессию, а затем рвет рисунок, бьет подушки или боксерскую грушу. Очень выручат в этой ситуации спортивные секции.
Переключайте внимание ребенка. Для разрядки эффективна осмысленная полезная работа, например, уборка. Или игра.
Установите правила в доме
- Пользоваться фломастерами, красками и пластелином можно только на рабочем столе
- Нельзя портить вещи: например, не резать ножницами шторы. Надо попросить родителей, и они дадут кусочек ткани или бумаги — вырезай, что хочешь.
- Не рисовать на обоях. Можно использовать плакат, который для этих целей повешен.
- Компенсировать вред: нарисовал на мебели — ототри, ободрал обои — заклей дырки вместе с мамой. На новую испорченную вещь можно потратить часть «подарочных» денег ребенка.