«Мой ребенок специально рвет книги, разрисовывает обои, периодически разбивает что-то из посуды, и мы никак не можем справиться с этой ситуацией…» — подобные жалобы родителей — не редкость.
Дети портят вещи не без причины, но, как правило, сами не могут толком объяснить, зачем это сделали, так как для них эта задача слишком сложна: проанализировать поступок и найти скрытые причины, подтолкнувшие на это.
Психологи считают, что главной причиной деструктивного поведения детей становится их осознаваемая или бессознательная агрессия. Речь идет о детях старшего дошкольного возраста и младшего школьного: малыши до 4-5 лет познают мир, и портят вещи в основном из любопытства, у подростков агрессия связана с взрослением.
Чтобы исправить ситуацию, нужно постараться понять причины деструктивного поведения ребенка.
Причины детской агрессии
Чтобы исправить ситуацию, надо определить, что может вызывать агрессию именно в вашем случае.
Убрать агрессию можно следующими способами:
Направьте энергию ребенка в позитивное русло: используя его интерес, предложите другие, «безвредные» занятия и игры.
Учите детей контролировать свое эмоциональное состояние, знакомьте их со специальными приемами саморегуляции. Например, предложите считать до 10 каждый раз, как он будет чувствовать сильную злость.
Расскажите о допустимых способах выражения агрессии и злости. Например, пусть рисует то, что вызывает агрессию, а затем рвет рисунок, бьет подушки или боксерскую грушу. Очень выручат в этой ситуации спортивные секции.
Переключайте внимание ребенка. Для разрядки эффективна осмысленная полезная работа, например, уборка. Или игра.
Установите правила в доме
На личном примере демонстрируйте бережное отношение к вещам, ведь дети на бессознательном уровне копируют поведение родителей. Так, если сломался стул – не спешите выбрасывать его, а попробуйте починить вместе с ребенком, объясняя попутно, что вещи стоят денег, поэтому их нужно беречь.
Большинство детей в той или иной мере портит имущество. Возьмем, к примеру, школьные принадлежности: линейки и тетради у многих разрисованы, карандаши сломаны, пенал пустой, клей потерян, ластики проткнуты насквозь ручками. В каждой школе имеются горы забытых и потерянных школьниками вещей — они их не берегут и не ищут. Дома лего, машинки и развивающие игры перемешаны и разбросаны по углам. Письменный стол поцарапан. Неудивительно, что родители злятся: им надоедает снова и снова покупать одни и те же вещи.
В этой ситуации часть вещей нужно спокойно привести в порядок вместе со школьником, а часть придется приобрести заново: пойти в магазин вместе и купить самые простые. Обвинять не надо: «Раз испортил — куплю самый простой!» Скажите, что верите, что он не будет больше портить школьные принадлежности, а сейчас на дорогие и красивые нет денег — много других расходов. Рассказывайте, сколько что стоит, и какие вещи можно было бы купить на эти деньги, но, потратив их в который раз на одно и то же, от чего-то придется отказаться.
Не спешите ругать чадо после очередной его выходки, а постараетесь установить причину. Довольно часто дети сами называют причины их агрессивного поведения. После стоит вместе подумать, что сделать, чтобы в будущем такое поведение не повторялось.
Главное — разъяснять, объяснять, убеждать, показывая примеры из жизни и избегая физических наказаний. Будьте терпеливы, демонстрируете ребенку свою любовь и заботу, и тогда вам удастся справиться с этой проблемой.
Татьяна Богачева
Фото с сайта dekormyhome.ru