Похвала. Первое представление о себе ребенок получает от родителей. Именно от них зависит, как он в дальнейшем будет оценивать себя, свою внешность и способности. Здесь важно не просто гладить по голове и говорить: «Молодец!», чтобы сын или дочь поверили в себя, а оценивать реальные качества и успехи. Например, не «Замечательный рисунок, положи его в свою папку», а «Какой красивый кленовый лист! Как интересно подобраны цвета!». Не просто «Ты у меня самая хорошая», а «Ты вежливая, добрая, умная девочка, с тобой интересно и спокойно».
Психологи отмечают у детей нежелание учиться уже в первом классе, и одна из причин этого явления — незаслуженная похвала. Родители хвалят абсолютно за всё, и когда в школе задание сделано кое-как, а похвалы нет, ещё и переделывать надо, то и желания ходить туда не возникает.
Разумная критика. Задача замечаний – показать, как улучшить или исправить поведение, отношение к чему-либо. «Делаешь ошибки из-за невнимательности? Давай подумаем, почему ты рассеян, и как стать более сосредоточенным». Обидная, жёсткая критика приносит мало пользы, порождает озлобленность, как и сравнение с другими детьми. Лучше сравнивать ребенка с самим собой, какой он был «вчера», а какой – «сегодня», открыто говорить ему о сильных сторонах и положительных чертах характера.
Последовательность — это родительский контроль за выполнением своих требований. Если папа сегодня ругает, допустим, за бранные слова, а завтра смеётся над ними и хлопает чадо по плечу в знак поддержки, то ребенок растет нервным и тревожным — ему не понятно, что хорошо, а что — плохо, и как, в конце концов, надо вести себя! Перед тем, как озвучить правило, подумайте, как будете контролировать исполнение. Но если уж озвучили – выполняйте. Очень важно, чтобы воспитание было не «судорожным», а системным.
Возможность побыть одному. Поскучать. Подумать. Дети часто жалуются родителям на скуку, и мама с папой спешат придумать, чем бы ещё развлечь чадо — цирк, зоопарк, батутный центр? Ничего не интересно. Но именно в моменты одиночества дети начинают фантазировать, думать о себе и других, придумывают интересные занятия и сочиняют стихи. Не спешите развлекать — пусть у ребенка будет свободное время на себя и для себя. Некоторые специалисты считают, что очень хорошим инструментом для воспитания мотивации может стать «голод», только не в прямом смысле, а в переносном. Так, «голодом» можно считать время, когда у ребенка нет гаджетов, он предоставлен самому себе. Именно в это время часто проявляются скрытые таланты и выявляются интересы, потому что ребенок начинает заниматься тем, что ему действительно по душе — например, готовить, читать книги, заниматься спортом, вязать, шить, учить любимые стихи и ещё много чего.
Не спешите развлекать — пусть у ребенка будет свободное время на себя и для себя. Разумеется, он не должен сутками быть предоставлен себе, но свободное время ему необходимо.
Физическая активность — немаловажный аспект гармоничного воспитания ребенка. Занятия спортом, прогулки, активные игры на свежем воздухе помогают стать здоровее, активнее, целеустремленнее. Гармоничное воспитание ребенка потребует от родителей терпения и выдержки, мудрости и справедливости, а еще – регулярной работы над собой.
Софья Шевченко
Фото с сайта grizly.club
Ваш ребенок ‒ визуал, аудиал, кинестет или дигитал? Самое время выяснить это с помощью теста, подготовленного педагогом-психологом Екатериной Широковой! Ведь понимание типа восприятия ребенка помогает увеличить качество и скорость его обучения и развития.
Пройти тест