Вопрос специалисту
Шесть шагов к самостоятельному выполнению домашнего задания

Шесть шагов к самостоятельному выполнению домашнего задания

Шесть шагов к самостоятельному выполнению домашнего задания


Часто родители сетуют на то, что дети делают уроки как надо, только когда мама или папа рядом – никакой самостоятельности! В какой-то момент они взяли ответственность за выполнение домашних заданий на себя, и рады бы передать её своему школьнику, но не получается – оценки сразу перестают радовать…

Почему важно учить детей самостоятельно выполнять домашние задания

Давайте зададим себе вопрос: зачем ходят в школу наши дети? Если за оценками, то желание сделать всё вместо ребенка или вместе с ним, понятно. А если все-таки за знаниями, то от привычки контролировать каждое действие нужно избавляться.

Самостоятельное выполнение домашних заданий – важная часть образовательного процесса, способствующая развитию критического мышления и аналитических навыков. В процессе самостоятельного решения задач дети учатся анализировать имеющуюся информацию и делать выводы. Эти навыки необходимы не только в учебе, но и в повседневной жизни.

Самостоятельная работа над домашними заданиями помогает формировать у ребенка ответственность за свои действия. Когда дети понимают, что их успех зависит от собственных усилий, то начинают более серьезно относиться к учёбе. Появляется настойчивость и желание прикладывать усилия, развивается самодисциплина.

В целом, самостоятельное выполнение домашних заданий готовит детей к взрослой жизни, а у родителей появляется время на себя!

2024-dz_1732514796 (1).jpg

Алгоритм выполнения домашних заданий

Путь к самостоятельности детей непростой, и здесь важно запастись терпением. Да, сначала будут наблюдаться «плоды» отсутствия контроля, но в скором будущем вас ждёт много позитивных моментов. Нужно сделать всего несколько шагов.

Внести выполнение домашних заданий в распорядок дня

Очень важно определить время для выполнения домашних заданий в режиме дня. Для этого нужно выписать всё, на что ребёнок тратит время – кружки, уроки в музыкальной/ художественной школе, репетиторов. Расписав их по времени, в свободные часы вписать домашку и – придерживаться установленного режима.

Если времени недостаточно, значит, этот день нужно освобождать, так как перегружать ребенка нельзя. Ничего страшного в том, что время выполнения домашки меняется в зависимости от дней недели, нет. Главное – знать, когда необходимо садиться за уроки.

Подготовить рабочее пространство

Рабочее место должно быть в полном порядке, то есть – пустой стол, на котором – настольная лампа, подставка для книг и канцелярские принадлежности. Бардак рассеивает внимание. Заметьте – ничего лишнего: никаких игрушек и гаджетов – похитителей времени.

Применять правило день в день

Пусть ребенок приучается выполнять задания в день их получения, так как усвоенная на уроке информация имеет обыкновение забываться в первые 10 –12 часов. Без повторения через два-три дня от усвоенного на уроке материала в голове сохранится меньше 5%. Придется всё учить заново.

Выполнив и закрепив материал по урокам, которые были в этот день, необходимо сделать небольшой перерыв и повторить сделанные ранее задания к завтрашнему дню.

Определить фронт работы

На этом этапе ребенок открывает цифровой дневник, достаёт все необходимые учебники и тетради, открывает их на нужных страницах, и складывает в общую стопку по очередности выполнения, которую сам и определяет. Такая организация поможет избежать перерывов в работе из-за поиска нужных вещей и создаст для мозга иллюзию выполнения одной работы – не надо будет долго переключаться.

Кому-то удобнее начинать с «легких» уроков – своеобразная разминка, а кому-то, напротив, с самых сложных.

Использовать диктофон

Ребёнку нужно рассказать кому-нибудь о том, что узнал, или записать на диктофон, и тогда информация превратится в знание. Можно прослушать свой монолог по дороге в школу, или пока умываешься и чистишь зубы.

Это будет полезной игрой: информация усваивается как минимум трижды: прочитал, пересказал, прослушал.

Собрать портфель

Кульминация – собрать портфель. Не стоит откладывать это дело на завтра, потому что в утренней спешке можно что-то забыть. Стол снова должен быть пустым – как доказательство выполненного домашнего задания.

Каждый ребёнок индивидуален, и алгоритм может меняться в зависимости от возраста, характера и способностей.

Будьте готовы поддержать ребёнка, если он столкнётся с трудностями при выполнении домашнего задания. Предложите помощь, но не делайте за него работу – пусть сам ищет решения и учится преодолевать трудности.

Регулярное выполнение домашних заданий развивает множество полезных умений: планирование, управление временем, навык самообразования и потребность постоянно учиться новому. Ребёнку пора взрослеть!

Светлана Садовникова

Фото с сайта warball.ru

Наши повзрослевшие дети уже знают, что хотели бы получить в подарок к Новому году, с дошкольниками дело обстоит сложнее: подарки им выбирают родители «на свой вкус», и иногда не угадывают детских намерений. Попробуем выбрать сюрприз для малыша, опираясь на его темперамент.
Пройти тест