Проявления синдрома учительского ребенка
К счастью, не все учителя доводят своих детей до психологических проблем. В любом случае, нужно знать несколько типичных проявлений синдрома учительского ребенка.
1. Полное послушание. Родитель берет ребенка под полный контроль, и со временем у них возникает полное понимание: домашние задания всегда качественно выполнены, дисциплина не нарушается. Так комфортно всем. Вот только дети часто вырастают безынициативными, безотказными, не способными прислушиваться к себе и своим желаниям. Они готовы подчиняться, причем страдают комплексом отличника. Они удобны для всех, кроме себя.
2. Непослушание. Дети пытаются выйти из-под контроля. Они ссорятся с учителями, нарушают дисциплину, не выполняют заданий или делают их формально. Непослушание может перерасти в протест и строптивость. Такие дети пытаются вырваться из «рамок учительских детей» и доказывают свое право управлять жизнью. Иногда это приводит к неплохим результатам, но часто путь, проложенный «назло», без поддержки близких людей забирает много энергии и не всегда настраивает на позитив.
3. Неуверенность в себе. Ощущение, что сделал что-то не так, перерастает в тревожность и даже страх. Ребенок постоянно нервничает. Повод для замечания найдется всегда: ошибки, невыразительное чтение, опоздание, кривая буква или неровная цифра. Далее – недостаточная успешность, дружба не с теми детьми, мечтательность, разговор на уроке. Невозможно быть для всех идеальным, любить все учебные предметы и добиваться во всем успеха. Ребенок может замкнуться в себе, а может стать беспокойным и раздражительным. Он живет в постоянном напряжении, а это сказывается на его эмоциональном благополучии.
4. Ложь. Чаще всего лгать начинают дети, к которым предъявляются завышенные требования. Чтобы избежать упреков и претензий, ребенок заранее придумывает оправдания. Чаще всего — нехорошее самочувствие, которое может стать оправданием плохой оценки. Выдумывают про плохое объяснение учителя и его предвзятое отношение.
Синдром учительского ребенка проявляется в зависимости от внутренней самооценки и от оценки родителем. Постоянный контроль, сопровождаемый запретами и наказаниями, вызывает подавление «я», что заставляет действовать вопреки требованиям взрослых.
Исправляем ситуацию
Можно ли что-то изменить? Конечно можно, если профессиональные отношения дома заменить человеческими. Начинать нужно с себя. Это мы создаем проблемы собственным детям, значит, нам и принимать меры.
Во-первых, четко разделите семью и профессиональную сферу. Дома должен быть человек, который общается, а не учит, помогает, а не критикует.
Во-вторых, избавьтесь от привычки оценивать. Принимайте родных людей такими, какие они есть. Не придумывайте идеального ребенка.
В-третьих, предоставьте ребенку больше свободы. Дайте ему свободное время, не следите за его отношениями с друзьями, уважайте его желания и выбор.
В-четвертых, научитесь правильно реагировать на замечания коллег. Разберитесь сами во всех ситуациях, не спешите реагировать сразу, обсудите с ребенком спорные ситуации.
Дорогие родители-учителя! Любите своих детей безоценочно, не требуйте от них невозможного, учите их быть счастливыми.
Светлана Садовникова
Фото с сайта uaua.info
Большинство детей просят родителей завести в доме животное. Этот тест поможет узнать, необходим ли вашему ребенку домашний питомец, какую пользу он может принести, и что делать, если ваш ребенок просто хочет иметь дома любимца.
Пройти тест