Вопрос специалисту

Синдром учительского ребенка



В обществе существует установка: «ребёнок педагога должен быть примером: хорошо учиться, всегда выполнять домашнее задание, хорошо себя вести. В общем, должен, должен, должен…» В связи с этим и родители, и учителя часто предъявляют к детям педагогов непомерные требования, груз которых давит на психику и может привести к неврозам и детей, и родителей.

Учитель и его собственный ребенок

У детей педагогов нет нормальной школьной жизни: они всегда на виду, их сравнивают, их упрекают. Плохое поведение и проблемы с учебой сразу сказываются на репутации родителя:

- своим ребенком займитесь;

- своего воспитайте;

- как вы можете чужих детей учить, если своего не можете и т.д.

Добавьте сюда предвзятое отношение одноклассников, недоверие к объективности оценок, постоянный контроль родителя – полный набор психотравмирующих ситуаций. Трудно сказать, кому сложнее: учительскому ребенку или самому учителю, но безусловно, постоянное напряжение присутствует в их школьной жизни.

Педагоги часто шутят, что «учитель – это диагноз». В шутке есть доля истины. Привычка постоянно быть на виду, быть примером, образцом, учить и наставлять неизменно переходит в повседневную жизнь. Кроме того, потребность оценивания становится бессознательной: «это хорошо, а это плохо», «здесь нужно что-то изменить», «можно сделать лучше», «я недовольна». Естественно, под призму постоянного анализа попадает и собственный ребенок — поведенческие стереотипы учителя переносятся на семью.

Терпение – черта неустойчивая. Сдерживание эмоций приводит к их всплеску дома. Удобнее и легче любить правильного отличника. Значит, нужно сделать такого из своего сына или дочки. А если не получается, то это разочарование не только в своем ребенке, но и в собственных профессиональных способностях.

Проявления синдрома учительского ребенка

К счастью, не все учителя доводят своих детей до психологических проблем. В любом случае, нужно знать несколько типичных проявлений синдрома учительского ребенка.

1. Полное послушание. Родитель берет ребенка под полный контроль, и со временем у них возникает полное понимание: домашние задания всегда качественно выполнены, дисциплина не нарушается. Так комфортно всем. Вот только дети часто вырастают безынициативными, безотказными, не способными прислушиваться к себе и своим желаниям. Они готовы подчиняться, причем страдают комплексом отличника. Они удобны для всех, кроме себя.

2. Непослушание. Дети пытаются выйти из-под контроля. Они ссорятся с учителями, нарушают дисциплину, не выполняют заданий или делают их формально. Непослушание может перерасти в протест и строптивость. Такие дети пытаются вырваться из «рамок учительских детей» и доказывают свое право управлять жизнью. Иногда это приводит к неплохим результатам, но часто путь, проложенный «назло», без поддержки близких людей забирает много энергии и не всегда настраивает на позитив.

3. Неуверенность в себе. Ощущение, что сделал что-то не так, перерастает в тревожность и даже страх. Ребенок постоянно нервничает. Повод для замечания найдется всегда: ошибки, невыразительное чтение, опоздание, кривая буква или неровная цифра. Далее – недостаточная успешность, дружба не с теми детьми, мечтательность, разговор на уроке. Невозможно быть для всех идеальным, любить все учебные предметы и добиваться во всем успеха. Ребенок может замкнуться в себе, а может стать беспокойным и раздражительным. Он живет в постоянном напряжении, а это сказывается на его эмоциональном благополучии.

4. Ложь. Чаще всего лгать начинают дети, к которым предъявляются завышенные требования. Чтобы избежать упреков и претензий, ребенок заранее придумывает оправдания. Чаще всего — нехорошее самочувствие, которое может стать оправданием плохой оценки. Выдумывают про плохое объяснение учителя и его предвзятое отношение.

Синдром учительского ребенка проявляется в зависимости от внутренней самооценки и от оценки родителем. Постоянный контроль, сопровождаемый запретами и наказаниями, вызывает подавление «я», что заставляет действовать вопреки требованиям взрослых.

Исправляем ситуацию

Можно ли что-то изменить? Конечно можно, если профессиональные отношения дома заменить человеческими. Начинать нужно с себя. Это мы создаем проблемы собственным детям, значит, нам и принимать меры.

Во-первых, четко разделите семью и профессиональную сферу. Дома должен быть человек, который общается, а не учит, помогает, а не критикует.

Во-вторых, избавьтесь от привычки оценивать. Принимайте родных людей такими, какие они есть. Не придумывайте идеального ребенка.

В-третьих, предоставьте ребенку больше свободы. Дайте ему свободное время, не следите за его отношениями с друзьями, уважайте его желания и выбор.

В-четвертых, научитесь правильно реагировать на замечания коллег. Разберитесь сами во всех ситуациях, не спешите реагировать сразу, обсудите с ребенком спорные ситуации.

Дорогие родители-учителя! Любите своих детей безоценочно, не требуйте от них невозможного, учите их быть счастливыми.

Светлана Садовникова

Фото с сайта uaua.info

Всем известно о важности подросткового периода, в котором утверждается независимость, формируется личность, вырабатываются планы на будущее - определяется дальнейшая жизнь человека. Данный период имеет свои психологические особенности, которые необходимо знать родителям для понимания подросших детей. Качество этих знаний можно определить, пройдя тест, подготовленный психологом Викторией Вострецовой.
Пройти тест