Ссора, конфликт, травля — в чем разница
В жизни не бывает только гладких отношений — людям свойственно ссориться, мириться, конфликтовать и даже враждовать. Взрослые могут разобраться в особенностях своих отношений, основываясь на здравом смысле, морали и чувствах. А вот дети опираются только на собственные эмоции, и обычные ссоры могут перерасти в конфликты и даже в травлю. Как распознать эти ситуации? Давайте разбираться.
Ссора – самое распространенное явление в отношениях родственников, супругов, друзей, коллег, одноклассников. В ссоре человек выражает свое недовольство. При этом он обижается, «дуется», высказывает претензии, повышает голос. Основная задача ссоры – выпустить пар. Никто не планирует разрыва отношений. Ссора возникает спонтанно, иногда на пустом месте, без особой причины, иногда это — итог накопившихся обид. При этом ни у кого не возникает желания искать решение какой-то проблемы. Главное – сказать, показать, продемонстрировать.
Ссора – это всегда буря эмоций. У детей она может выражаться в обидных словах, громких криках, слезах. Обе стороны предельно эмоциональны. Чтобы поссориться, нужно сначала подружиться, поэтому детские ссоры связаны с близкими людьми.
Ссоры детей пусть и не сразу, часто заканчиваются примирением, и достаточно редко приводят к длительному или полному разрыву.
Конфликт. Основное отличие конфликта от ссоры — столкновение интересов, наличие у сторон противоположного мнения. Конфликт тоже сопровождается бурными эмоциями, часто негативными. Задача конфликта – найти компромисс. Столкновение взглядов должно привести к общему решению – такой конфликт называется конструктивным. Если же найти выход из ситуации не получается, то он приводит к проблемам взаимоотношения, а иногда и полному непониманию, и разрыву. Это — деструктивный конфликт.
Дети неохотно идут на уступки, и конфликты со сверстниками часто перерастают во враждебные. Детям не свойственно разбираться в причинах первого конфликта, они просто начинают негативно относиться к оппоненту. Детская вражда может быть скрытой и строиться по принципу: «она меня раздражает», «я его ненавижу». Скрытые конфликты в школе встречаются очень часто. Их обнаруживают обычно с помощью социометрии или доверительных бесед.
Явные конфликты очевидны и педагогам, и сверстникам. Они периодически всплывают в виде эмоциональных всплесков.
Школьные конфликты – естественное явление. Идя на уступки, ища компромисс, отстаивая свое мнение, школьники учатся взаимодействовать друг с другом, общаться и верить в себя. Главное — какими способами разрешаются споры.
При деструктивных конфликтах детям нужна помощь педагогов-психологов.