Стыд как инструмент воспитания
«Ай-яй-яй! Как тебе не стыдно?!» – чаще всего именно этот вопрос задают родители ребенку, когда тот не убрал свои игрушки, разбил бабушкину вазу, громко смеялся в общественном месте. Пристыдить ребенка проще всего. И, кажется, это работает. Но на самом деле ребенок дошкольного возраста еще не умеет рефлексировать и отделять стыд от вины и страха, поэтому только боязнь родительского гнева удерживает его от подобных поступков.
Есть ли смысл?
Стыдить ребенка, который нехорошо поступил, бесполезно. Стыд вызывает желание «провалиться сквозь землю», и никак не учит ребенка другому поведению. Задача родителя состоит в том, чтобы научить ребенка навыкам, умениям, передать знания, показывать, как правильно поступать. Чувство стыда – это тупик, из которого нет выхода. Ребенок даже не может извиниться, потому что, во-первых, извинение – это про вину, а не про стыд, а во-вторых, он еще не понимает, чего от него хотят. Одна моя маленькая клиентка однажды сказала мне: «Да я вообще бессовестная!» Я очень удивилась этому высказыванию, потому что она говорила об этом с радостью. Оказалось, что она имела в виду то, что её совесть чиста и ей никогда не было стыдно! Совесть, кстати, более или менее формируется у ребенка лишь к 7 годам, поэтому требовать от такого малыша послушания через чувство стыда не только не эффективно, но и вредно для неокрепшей психики.
Нужна ли «публичная порка»?
Часто, чтобы повлиять на поведение ребёнка, родители стыдят его прилюдно. По мнению специалистов, такая тактика бесперспективна и очень опасна для психики ребёнка. Когда на публику выносятся личные переживания, то ребенок чувствует обиду, унижение, злость и неуверенность в себе. Мало того, что такое воспитание может вызвать у ребенка депрессию и желание отдалиться от людей, но и разрушит доверие к родителям. Восстановить этот важный канал связи с ребёнком очень тяжело, а порой и невозможно.