Вопрос специалисту
Стыд как инструмент воспитания

Стыд как инструмент воспитания

Стыд как инструмент воспитания


«Ай-яй-яй! Как тебе не стыдно?!» – чаще всего именно этот вопрос задают родители ребенку, когда тот не убрал свои игрушки, разбил бабушкину вазу, громко смеялся в общественном месте. Пристыдить ребенка проще всего. И, кажется, это работает. Но на самом деле ребенок дошкольного возраста еще не умеет рефлексировать и отделять стыд от вины и страха, поэтому только боязнь родительского гнева удерживает его от подобных поступков.

Есть ли смысл?

Стыдить ребенка, который нехорошо поступил, бесполезно. Стыд вызывает желание «провалиться сквозь землю», и никак не учит ребенка другому поведению. Задача родителя состоит в том, чтобы научить ребенка навыкам, умениям, передать знания, показывать, как правильно поступать. Чувство стыда – это тупик, из которого нет выхода. Ребенок даже не может извиниться, потому что, во-первых, извинение – это про вину, а не про стыд, а во-вторых, он еще не понимает, чего от него хотят. Одна моя маленькая клиентка однажды сказала мне: «Да я вообще бессовестная!» Я очень удивилась этому высказыванию, потому что она говорила об этом с радостью. Оказалось, что она имела в виду то, что её совесть чиста и ей никогда не было стыдно! Совесть, кстати, более или менее формируется у ребенка лишь к 7 годам, поэтому требовать от такого малыша послушания через чувство стыда не только не эффективно, но и вредно для неокрепшей психики.

Нужна ли «публичная порка»?

Часто, чтобы повлиять на поведение ребёнка, родители стыдят его прилюдно. По мнению специалистов, такая тактика бесперспективна и очень опасна для психики ребёнка. Когда на публику выносятся личные переживания, то ребенок чувствует обиду, унижение, злость и неуверенность в себе. Мало того, что такое воспитание может вызвать у ребенка депрессию и желание отдалиться от людей, но и разрушит доверие к родителям. Восстановить этот важный канал связи с ребёнком очень тяжело, а порой и невозможно.

Поможет ответственность

Вместо деструктивного чувства стыда формируйте у ребенка ответственность за свои поступки, обязательно учитывая при этом возрастные особенности. Ответственность — это способность признать ошибку и возместить ущерб без самобичевания и унижения.

Когда человек чувствует ответственность, он способен воспринимать информацию и осознавать собственные эмоции. Ребенок способен понять фразу «Мама расстроена, потому что ты не собрал разбросанные игрушки». Здесь нет обесценивания через стыд! Здесь есть конструктивный диалог на чувственном уровне. «Извини, мам, я сейчас исправлю» — согласитесь, что именно такого ответа вы и хотите добиться от ребенка в подобных ситуациях.

Всегда помните: что бы ребенок ни совершил, он остается хорошим человеком, вашим любимым ребенком. Поступок может быть нехорошим, ребенок – нет. Поступок может казаться вам неправильным, может вас расстраивать, злить, вызывать в вас вопросы или недоумение, но ребенок при этом остается хорошим. Фраза «тебе должно быть стыдно!» (и похожие на нее по смысловой нагрузке) делает акцент на личности ребенка, а не на поступке, что в корне неправильно. Ребенок должен быть уверен в том, что он хороший, а плохой только его поступок.

Екатерина Головина

Фото с сайта vk.com

Адекватная самооценка во многом определяет поведение человека и его отношения с окружающими, поэтому при необходимости ее надо корректировать. Вопросы — для подростка, ответы — для вас, родители.
Пройти тест