Вопрос специалисту
Свободная игра: как развить у ребенка творческие способности

Свободная игра: как развить у ребенка творческие способности



Свободная игра: как развить у ребенка творческие способности

Еще несколько десятилетий назад дети играли по своему усмотрению, почти столько, сколько хотели. Конечно, надо было ходить в школу, а кому-то еще «на музыку» или в спортивную секцию. Были домашние обязанности. Но так или иначе, в жизни любого среднего школьника или дошкольника было время, которым он распоряжался по своему усмотрению. Детские компании во дворе, совместные возвращения из школы, игры друг у друга в гостях – это было частью обычной детской жизни.

Сегодня жизнь маленького человека почти полностью контролируется взрослым. Нужно, чтобы ребенок учился в хорошей школе и занимался другими полезными, по мнению родителей, занятиями. Возможности использовать время как хочется почти нет.

Между тем, свободная игра совершенно необходима ребенку для полноценного развития, – считает Елена Пиотровская, Президент ассоциации игровой психотерапии и эксперт сайта «Я – Родитель».

4 правила свободной игры

  1. Свободная игра – это деятельность, которую ребенок выбирает по своему усмотрению.
  2. Свободная игра – эмоционально окрашенная, увлекательная, со свободным входом и выходом.
  3. В свободной игре всегда есть элемент непредсказуемости. Невозможно точно вычислить, как пойдет дело.
  4. Свободная игра не преследует сиюминутных прикладных целей, она затевается ради творческого процесса.

Зачем детям нужна свободная игра?

Зачем детям нужна свободная игра?

1. Развивать навыки самостоятельно принимать решения

Инициативность, умение принимать решения, наконец, ощущение, что ты сам контролируешь свою жизнь, берут начало именно в этой, инициируемой ребенком, активности. Зарубежные ученые связывают большую несамостоятельность современной молодежи именно с уходом свободной игры из реалий детской жизни.

2. Быстро адаптироваться к изменениям в жизни

В игре развиваются нейронные сети головного мозга – ребенок «играющий» готовится к непредсказуемости жизни, развивает возможности гибкого реагирования на самые разные обстоятельства.

3. Возможность справиться с эмоциональными трудностями

Игра – прекрасное средство справиться с эмоциональными трудностями. Играя, ребенок перерабатывает полученные впечатления, раскладывает их «по полочкам». Взрослый человек, взволнованный тем или иным событием, может поделиться своими переживаниями с близкими. Ребенок же говорит о своих переживаниях языком игры. Если он обижен или расстроен, то в его силах, к примеру, «переиграть» событие, которое произошло.

4. Развивать навыки социального взаимодействия

Если в игру вовлечены несколько человек, ребенок получает опыт социального взаимодействия, учится понимать других, строить отношения, разрешать конфликты. Важно, что это происходит в интересной, захватывающей деятельности. Интеллектуальные объяснения, может быть, и хороши, но ничто не может быть лучше реального опыта взаимоотношений.

5. Развивать творческие способности

Свободная игра – это источник чистой радости. Ребенок чувствует себя счастливым, полноценно проживающим жизнь, если у него есть свобода самовыражения в игре: ведь это и физическое, и эмоциональное, и интеллектуальное самовыражение.

Как вернуть свободную игру в жизнь ребенка?

Родители, понимающие, как важна игра для детского благополучия и развития, найдут возможности вернуть свободную игру на подобающее ей место в детской жизни.

С чего начать? С трех базовых принципов.

Создавайте пространство для игры со сверстниками

Компанией для игр вашему ребенку могут быть дети ваших друзей. Или одноклассники, если вы создадите для них возможность поиграть вместе. Безопасное пространство для игр может быть оборудовано своими силами – например, на дачном участке.

Вспомните свои детские игры

Вы можете вовлечь детей в игры, которые затевали во дворе сами, – так, чтобы впоследствии у детей была возможность при желании вернуться к этим играм, проиграть их самостоятельно с друзьями.

Поощряйте ребенка играть самостоятельно

Вы можете сопровождать игру ребенка, не вмешиваясь в его активность и доброжелательно присутствуя рядом. В это время важно не оценивать, не критиковать, не хвалить ребенка, а просто быть рядом – с открытыми глазами, ушами и сердцем. Какой бы странной ни казалась вам игра, в ней есть логика и задачи, которые решает ребенок.

Итак, если вы уже соблюдаете три первых принципа свободной игры, то начало положено. О том, как еще помочь вашему ребенку развиваться через свободную игру, Я – Родитель и наш эксперт Елена Пиотровская расскажут в следующих материалах.

Какой талант у вашего ребенка? Узнайте, пройдя тест Я – Родитель.

Наталья Королева
по мотивам поста из блога Елены Пиотровской