Вопрос специалисту
Воспитание тревожного ребенка: советы родителям

Воспитание тревожного ребенка: советы родителям



Тревожность — индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения.

Признаки проявления тревожности можно заметить, внимательно приглядевшись к своему ребенку.

Ваш ребенок тревожный, если:

  • он испытывает страх пред всем новым, незнакомым, непривычным;
  • у него повышенная возбудимость, напряженность, скованность;
  • у него наблюдается нарушение сна, беспокойство, рассеянность;
  • он не уверен в себе, у него заниженная самооценка;
  • у него повышенная утомляемость;
  • он совершает множество неудачных движений и жестов;
  • он ожидает неприятностей, неудач, неодобрения старших;
  • он исполнителен, у него развитое чувство ответственности;
  • у него наблюдается склонность помнить скорее плохое, чем хорошее;
  • он безынициативен, пассивен, робок;
  • он болезненно воспринимает критику от окружающих;
  • он обвиняет себя во многих неудачах;
  • он часто критикует других.

Если половина и более признаков, перечисленных выше, характерны для вашего ребенка, то у него повышенная тревожность.

Воспитание тревожного ребенка должно включать в себя три основных направления.

  • Повышение самооценки ребенка – помогайте вашему ребенку становиться увереннее в себе, ценить себя.
  • Обучение ребенка способам снятия мышечного и эмоционального напряжения – учите ребенка замечать свою тревогу и справляться с ее признаками с помощью методов релаксации, рисования и другими способами.
  • Обучение навыкам владения собой в ситуациях, травмирующих ребенка, – обратите внимание на сложные ситуации, вызывающие тревогу у ребенка (общение с незнакомыми людьми, ответы у доски, выступление на сцене и т.д.), и учите ребенка различным способам разрешения этих ситуаций.

Рекомендации родителям:

  • чаще обращайтесь к ребенку по имени;
  • ежедневно отмечайте успехи ребенка, сообщая о них в его присутствии другим членам семьи (например, во время общего ужина);
  • не сравнивайте ребенка с другими, лучше сравните его успехи или поведение с его успехами в предыдущих ситуациях;
  • откажитесь от слов, которые унижают достоинство ребенка;
  • не требуйте от ребенка извинений за проступок, лучше пусть он объяснит, почему он это сделал;
  • старайтесь делать ребенку как можно меньше замечаний;
  • будьте единодушны и последовательны в своих действиях, поощряя и наказывая ребенка;
  • не предъявляйте к ребенку завышенных или необоснованных требований;
  • демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку;
  • способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал за что;
  • обсуждайте с ребенком трудные и конфликтные ситуации, в которые он попадает или может попасть;
  • доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте его таким, какой он есть.

Елена Плотко, психолог