Вопрос специалисту
Выбираем школу для ребенка: на что ориентироваться родителям?

Выбираем школу для ребенка: на что ориентироваться родителям?

Выбираем школу для ребенка: на что ориентироваться родителям?


Когда родители нынешних первоклашек сами поступали в школу, проблемы ее поиска и выбора еще не стояло. Школа выбиралась по принципу близости к дому, да и практически все школы были похожи друг на друга. Сейчас же школы могут отличаться очень сильно. Итак, на что обратить внимание при выборе?

• Престижность школы

Престижность школы — часто первое, что узнают родители. Об одной школе все говорят и даже пишут о ней в газетах, о другой же вообще ничего не слышно. Ориентируясь на этот критерий, очень важно разобраться глубже. На чем основана популярность школы? Применение каких-то новых методов обучения — каких, будут ли они адекватны именно вашему ребенку? Использование современных технологий — а что еще есть в школе кроме этого? И так далее. Нередко бывает, что дети получают отличное образование в «непопулярных школах», непопулярность которых связана лишь с позицией руководства делать свое дело, не привлекая излишнего внимания.

• Комфортность условий обучения и атмосфера школы

Заходя в школу, первым делом мы обращаем внимание на стены, оборудование кабинетов, учебную мебель. Казалось бы, исключительно внешний фактор, однако представьте, что вашему ребенку предстоит находиться в этих стенах целыми днями на протяжении многих лет. Прислушайтесь к собственным ощущениям — покрасить стены или закупить новые парты всегда можно, а вот если даже в самой современной обстановке возникает ощущение неуюта, холода, то это уже вряд ли можно будет изменить.

Чтобы почувствовать атмосферу школы, просто сходите пару раз пройтись по коридорам в любой из обычных учебных дней. Вы услышите, как разговаривают между собой дети, как общаются учителя с детьми, почувствуете напряжение, витающее в воздухе, или, наоборот, благожелательность обстановки. Если есть возможность, посетите и несколько уроков в начальной школе, многие школы это позволяют по договоренности с педагогом. Если это категорически запрещено в школе, это тоже определенный сигнал — скорее всего, также закрыта от внешнего мира будет образовательная система и тогда, когда в ней будет учиться ваш ребенок. А значит, не так-то просто будет узнавать, что происходит на уроках, как-то влиять на обучение своего ребенка.

• Программа обучения

Переходим к более существенным факторам. И один из них — та программа, по которой предстоит обучаться вашему ребенку. Кроме того, что сейчас существует несколько признанных программ для начальной школы, зачастую учителя работают по собственным программам, созданным на стыке нескольких. Объективно лучших программ нет, на самом деле каждая из них ставит разные цели, использует разные умения учащихся. Педагоги, давно работающие в школе по определенной программе, часто практически сходу могут сказать, «их» этот ребенок или «не их». Постарайтесь не обижаться на подобные оценки, ведь они вовсе не про то, хороший или плохой сам ребенок.

К примеру, ребенок с внешней учебной мотивацией («получать хорошие оценки», «радовать маму» — это нормальные мотивы для первоклассника) хорошо впишется в так называемую традиционную систему обучения, построенную на четких алгоритмах и правилах, а в системе развивающего обучения «потеряется», поскольку она требует развитой внутренней мотивации, познавательного интереса. Ребенку с ярко выраженными творческими способностями, скорее всего, будет непросто в классической гимназии. Есть программы, учитывающие высокую потребность первоклашек в двигательной активности, есть программы, по которым легче, чем по другим, будет учиться медлительным детям. И так далее.

Таким образом, обязательно поговорите с учителем о его программе, не поленитесь почитать дополнительную литературу на эту тему.

• Первый учитель

Безусловно, огромное значение имеет и выбор учителя. И здесь важны не титулы, опыт или возраст. Постарайтесь «примЕриться» к предполагаемому педагогу со стороны вашего ребенка. Насколько комфортно ему будет общаться, понимать этого специалиста. Например, мягкий стиль общения будет плюсом для застенчивого ребенка, а если ваш ребенок слишком активен, вы можете почувствовать, что ему нужен чуть более жесткий стиль преподавания. Но даже если вашему ребенку необходим контроль и требовательность, эмоциональная закрытость, отгороженность учителя окажет негативное влияние. Педагог может быть строг, требователен, но он должен быть открыт детям, готов их слышать, уважительно относиться к ним. Так или иначе, при выборе прислушивайтесь к собственной родительской интуиции, не игнорируйте ее.

Евгения Лепешова, психолог