Как меняются личные границы
Личные границы не стоят на месте, они способны меняться в зависимости от возраста.
- Личное пространство младенца определяется физическими и психическими потребностями. Все свои желания он тут же выражает криком, требуя немедленного выполнения. Собственное «Я» малыш ощущает подсознательно, требуя внимания.
- Ребенок раннего возраста начинает понимать, что из окружающего является его собственным. Он знает свои вещи, кроватку и коляску, посуду, но также ревностно относится к своим близким. Попробуйте сказать малышу, что у вас есть право на маму или папу, и увидите, как он отчаянно будет бороться за свою «собственность».
- Дошкольник расширяет круг общения: в него включаются друзья, педагоги, соседи, животные. Он начинает осознавать, что люди не принадлежат только ему, хотя по-прежнему ревнует близких. Физическая территория охраняется очень стойко: игрушки, комната, пирожное. При этом у ребенка уже появляются секреты, которые он обязательно должен кому-то рассказать. Личные границы ребенка-дошкольника часто бывают губчатыми, и его мнение меняется под воздействием значимых людей. В этом возрасте важно научить ребенка осознанию своих желаний, чувств и стремлений, умению говорить «нет».
- Младшие школьники начинают прощупывать чужие границы, начиная с родительских. Если в семье уважают личную территорию, то и ребенок не нарушает чужих границ и учится защищать собственные. В этом возрасте ребенок начинает отказываться от излишней тактильности: уже не бежит обнимать и целовать родственников, не садится к ним на колени. Он закрывается в ванной, не любит, если входят в комнату без стука. Другими словами, переносит на себя поведение взрослых.
В этом возрасте активно развивается самооценка, и младший школьник стремится дружить с теми, кто близок, поднимать свой статус в глазах сверстников доступными способами. Ребенку свойственно скрывать от родителей некоторые мысли или поступки, боясь осуждения, поэтому важно учить его делиться тем, что беспокоит, обсуждая ситуации, а не осуждая. Важно не навязывать свое мнение, не запрещать что-то, и всегда мотивировать решения.
- У младших подростков (11-13 лет) начинается переходный возраст, включающий активный интерес к миру вне семьи. Открытые болтливые малыши превращаются в молчаливых подростков, старающихся спрятать свою жизнь. Секреты пока касаются первых симпатий, личных интересов, включая виртуальный мир, проблемы с учебой. Родители должны контролировать жизнь детей, но не вмешиваться в процесс взросления.
Младший подростковый возраст – это период первых самостоятельных шагов с ошибками и собственными «шишками». В этот период можно и нужно обсуждать личное пространство, понимая диапазон доверия и территорию контроля. В проблемных ситуациях находить компромиссы и заключать договоры.
- Подростковый возраст отличается жесткими границами. Школьник напоминает ежика в постоянном стрессе, готового не просто прятаться в клубок, но еще и шипеть и колоться при любом приближении. От окружающих скрывается все: девайсы закрыты паролями, разговоры с друзьями только за закрытой дверью, в комнате могут появиться замки. Любое нарушение границ воспринимается агрессивно.
В этом возрасте важно сохранить отношения с ребенком. Продолжать традиции совместного времяпровождения, вспоминать приятные моменты, планировать общую деятельность и перспективы профессионального становления ребенка. Нельзя обесценивать первые симпатии и критиковать друзей. Любые запреты могут побудить к действию.
Как строить личные границы
Никогда не поздно критически посмотреть на границы собственные и близких людей. Тем более, что создание личных границ детей списывается с родительских.
- Определите правила общения, которые вам комфортны: не звонить в позднее время, закрывать дверь, стучать при входе, сообщать о поездках и перемещениях, не допускать волнения окружающих. Обговаривайте эти правила, требуйте их соблюдения от близких и всегда соблюдайте сами.
- Понимайте и принимайте свои желания и потребности, создавайте цели и двигайтесь к их реализации. Такую же позицию выработайте по отношению к другим: понимаю, помогаю, поддерживаю.
- Позволяйте себе побыть в одиночестве, находите время для себя. При этом уважайте подобные желания других людей и создавайте условия для этого.
А еще очень полезно научиться не решать чужие проблемы и не вмешиваться в чужую жизнь. Будьте собой, живите своей жизнью и учите этому своих детей.
Светлана Садовникова
Фото с сайта sparklogic.ru
Чтобы прекратить метания родителей и сделать правильный выбор, мы предлагаем пройти простой тест, который покажет, к какому виду деятельности предрасположен ваш ребенок.
Пройти тест