Желаемое «Я»
Еще одним важным моментом детских фантазий является идеальный образ себя. В мечтах ребенка — его желаемое «Я». Какое оно? Кем ваше чадо видит себя? На этот идеальный образ накладывают отпечаток родительские ожидания, оценочные суждения, случаи восхищения или порицания, отношение к другим людям. Взрослым по этому «автопортрету» ребенка можно скорректировать свои воспитательные стратегии.
Часто в детях живут мечты самих родителей: быть известным футболистом, боксером, музыкантом, космонавтом. Просто мама или папа восхищенно рассматривают фото этих людей, читают их посты, следят за их жизнью в соцсетях. О такой жизни ребенок и начинает мечтать — появляется желание стать тем, кем восхищаются родители.
Какой бы ни была мечта ребенка, это — повод задуматься о правильности ваших действий и побуждений.
Мечты сближают…
Обязательно говорите с детьми о мечтах — находите время. Такие разговоры очень сближают, потому что помогают лучше понять друг друга. Вот примерные вопросы:
- Как думаешь, какой будет твоя жизнь лет в 18/25/30?
- Как будешь выглядеть?
- Чем заниматься?
- Что к этому времени ты будешь делать мастерски? (готовить, говорить по-английски, играть на гитаре, разбираться в интернет-технологиях…).
И внимательно слушайте, кое-что уточняйте, записывайте. Спросите о тех аспектах, которые ребенок не учёл:
- Какой дом у тебя будет?
- В каком городе будешь жить?
- Будет ли у тебя семья?
- Кто в твоей семье будет заниматься домашним хозяйством?
- Какие домашние животные будут у тебя жить?
- Будешь ли ты водить машину?
- Как будешь отдыхать, где?
- С кем будешь дружить?
- Как будут проходить встречи друзей?
Не закидывайте ребенка вопросами, а задавайте их постепенно. Слушайте не перебивая, уточняйте детали. Эти фантазии дадут вам пищу для размышления и анализа.
Если что-то в рассказе ребенка вам не нравится — не спешите переубеждать и доказывать обратное. Ваша задача — понять, «чем дышит» ваше чадо, к чему у него «лежит душа». Анализировать и делать выводы будете позже, когда нарисуется общая картина.
Важно поддерживать ребенка во время разговора: кивайте, переспрашивайте, используйте технику активного слушания. Ваш жизненный опыт и интуиция подскажут, о чем еще можно спросить и на чем акцентировать внимание. Например, упоминание о путешествиях может перевести разговор о необходимости изучения иностранных языков: «Какие страны ты хотел бы посетить? Наверное, нужно научиться хорошо говорить на иностранном языке. Давай позже посмотрим, на каком языке там говорят, и где можно его изучить».
Мы не можем знать, какие профессии, знания и умения понадобятся жителю будущего. Но мы можем узнать желания и интересы ребенка, понять и принять несоответствие собственным ожиданиям и максимально приблизить сына или дочь к исполнению мечты.
Светлана Садовникова
Фото с сайта matrony.ru
По мере взросления дети начинают задавать вопросы совсем не детские: «Что такое смерть?», «Почему родители не живут вместе?», «Что делать, если с тобой или с твоим другом поступили несправедливо?» и другие. Пройдя тест, вы определите, какие моменты, возможно, упускаете при обсуждении с ребёнком сложных вопросов.
Пройти тест