Вопрос специалисту
Зачем говорить с ребенком о мечтах

Зачем говорить с ребенком о мечтах

Зачем говорить с ребенком о мечтах


Мечты наполняют жизнь смыслом, окрыляют и дают жизненную энергию! Получается, что мечтать «не вредно, вредно не мечтать!». Считается, что взрослые почти не мечтают, а строят планы, а вот ребёнку свойственно фантазировать. В силу возраста дети не способны самостоятельно осуществлять свои желания, и делают это в мечтах — здесь у них и подвиги, и роли, и большие возможности, и путешествия! Наиболее сильные и яркие мечты у подростков. Важно знать о мечтах своих детей, обсуждать их, и вот почему.

О чём говорят детские мечты

В детских грезах удивительным образом перемешиваются реальность и фантазия. Если вы с интересом слушаете истории ребенка и задаете уточняющие вопросы, то сообщаете ему о возможности осуществления его мечтаний. Ребенок понимает: в меня верят, и ничего невозможного нет — было бы желание.

Фантазии ребенка являются отражением его реальной жизни. Вы помните, о чем мечтали? Если посмотреть на свои детские мечты сейчас, то можно определить, что для вас в то время было важно, в чем вы нуждались, какие потребности не могли реализовать, к приобретению каких навыков стремились.

Именно мечты помогают взрослым понять, что чаду нравится, чего он желает, а чего ему не хватает. Вот яркий пример: на нашем сайте есть ролик, в котором девочка пишет письмо Деду Морозу о своей мечте стать мобильным телефоном мамы, чтобы та чаще дотрагивалась до неё, играла, улыбалась.

Или вот такие мечты, они достаточно распространённые: подружиться с Максом/Родионом/Ангелиной, учиться у другой учительницы, чтобы родители не ссорились, чтобы никто над тобой не смеялся. Такие мечты — крик о помощи: у ребенка трудности, и он не знает, как с ними справиться. Задача взрослых — обсудить с сыном/дочерью варианты разрешения этих проблем или помочь пережить сложную ситуацию. Мечту необходимо перевести в цель — дать ей ясные, предельно конкретные очертания — и начать действовать, и в этом деле помощь родителей будет как нельзя кстати.

Желаемое «Я»

Еще одним важным моментом детских фантазий является идеальный образ себя. В мечтах ребенка — его желаемое «Я». Какое оно? Кем ваше чадо видит себя? На этот идеальный образ накладывают отпечаток родительские ожидания, оценочные суждения, случаи восхищения или порицания, отношение к другим людям. Взрослым по этому «автопортрету» ребенка можно скорректировать свои воспитательные стратегии.

Часто в детях живут мечты самих родителей: быть известным футболистом, боксером, музыкантом, космонавтом. Просто мама или папа восхищенно рассматривают фото этих людей, читают их посты, следят за их жизнью в соцсетях. О такой жизни ребенок и начинает мечтать — появляется желание стать тем, кем восхищаются родители.

Какой бы ни была мечта ребенка, это — повод задуматься о правильности ваших действий и побуждений.

Мечты сближают…

Обязательно говорите с детьми о мечтах — находите время. Такие разговоры очень сближают, потому что помогают лучше понять друг друга. Вот примерные вопросы:

  • Как думаешь, какой будет твоя жизнь лет в 18/25/30?
  • Как будешь выглядеть?
  • Чем заниматься?
  • Что к этому времени ты будешь делать мастерски? (готовить, говорить по-английски, играть на гитаре, разбираться в интернет-технологиях…).

И внимательно слушайте, кое-что уточняйте, записывайте. Спросите о тех аспектах, которые ребенок не учёл:

  • Какой дом у тебя будет?
  • В каком городе будешь жить?
  • Будет ли у тебя семья?
  • Кто в твоей семье будет заниматься домашним хозяйством?
  • Какие домашние животные будут у тебя жить?
  • Будешь ли ты водить машину?
  • Как будешь отдыхать, где?
  • С кем будешь дружить?
  • Как будут проходить встречи друзей?

Не закидывайте ребенка вопросами, а задавайте их постепенно. Слушайте не перебивая, уточняйте детали. Эти фантазии дадут вам пищу для размышления и анализа.

Если что-то в рассказе ребенка вам не нравится — не спешите переубеждать и доказывать обратное. Ваша задача — понять, «чем дышит» ваше чадо, к чему у него «лежит душа». Анализировать и делать выводы будете позже, когда нарисуется общая картина.

Важно поддерживать ребенка во время разговора: кивайте, переспрашивайте, используйте технику активного слушания. Ваш жизненный опыт и интуиция подскажут, о чем еще можно спросить и на чем акцентировать внимание. Например, упоминание о путешествиях может перевести разговор о необходимости изучения иностранных языков: «Какие страны ты хотел бы посетить? Наверное, нужно научиться хорошо говорить на иностранном языке. Давай позже посмотрим, на каком языке там говорят, и где можно его изучить».

Мы не можем знать, какие профессии, знания и умения понадобятся жителю будущего. Но мы можем узнать желания и интересы ребенка, понять и принять несоответствие собственным ожиданиям и максимально приблизить сына или дочь к исполнению мечты.

Светлана Садовникова

Фото с сайта matrony.ru

Подростковый возраст ребенка подчас весьма нелегок для его родителей. Понимаете ли вы своего ребенка в переходном возрасте? Ответьте на вопросы теста сайта www.ya-roditel.ru и определите это.
Пройти тест