Такая проблема знакома многим начинающим родителям. В начале прикорма ребенок отворачивается от ложки, отталкивает ее руками, начинает проявлять недовольство и кричать. Что же делать? А как научить ребенка самостоятельно есть ложкой? Это становится особенно актуальным, когда малыша, например, нужно подготовить к детскому саду.
Гораздо реже бывает и обратная ситуация, когда особо щепетильные родители сами стараются отложить приучение к столовым приборам ради чистоты на кухне.
Стоит сказать сразу, что не надо медлить: чем раньше состоится знакомство ребенка с ложкой, тем лучше. Так, детские врачи рекомендуют делать это в возрасте шести месяцев, когда идет привыкание к «взрослой» кашеобразной пище.
Однако отметка в полгода достаточно условна, четких границ нет. У всех знакомство с ложкой проходит в разном возрасте. Кто-то проявляет самостоятельность и, старательно подражая взрослым, осваивает хитрую науку уже в пять месяцев. А иной малыш может и в два с лишним года просить, чтобы мама его покормила. Причем многим детям как будто не хочется взрослеть, они «разбалтываются» и сознательно не хотят привыкать к новому навыку. Они смотрят на прием пищи как на ту же игру и могут разбрасывать еду, размазывать ее по столу и совершать другие манипуляции.
В любом случае главным остается одно: не надо стараться, чтобы ребенок с первого же раза стал по-настоящему умело есть ложкой и мгновенно постиг законы этикета. Как правило, такого просто не бывает, поэтому вооружитесь терпением.
На первых порах кормите малыша с ложки в положении полусидя. Наберите в ложку небольшое количество пищи — это может быть протертый суп, пюре или каша. Затем немного надавите на нижнюю губу ребенка и введите ложку за нее. Не ждите, пока малыш станет пытаться сосать пищу (это рефлекс), проведите ложкой по внутренней поверхности верхней губы, а потом выньте ложку. Когда ребенок проглотит эту небольшую порцию, предложите ему новую.
Обратите внимание на то, чтобы у ребенка появилась привычка открывать рот при виде ложки с пищей, а также чтобы он поворачивал голову в сторону ложки. В результате он должен сосредоточиться на процессе еды, что очень важно.
Помните, что не все дети едят с одинаковой скоростью. В частности, если малышу вкус пищи не нравится, он, как правило, ест медленнее. Разная быстрота может быть после сна и бодрствования.
При кормлении разговаривайте с малышом ласково, старайтесь не раздражаться, если вдруг что-то пойдет не так или вам вдруг покажется, что ребенок медленно ест. Не торопите ребенка и постарайтесь отложить срочные дела. Также не надо сердиться, если он вовсе откажется от еды.
Советуем тщательно проговаривать повторяющиеся действия, связанные с питанием, это поможет ребенку активнее участвовать в процессе еды и понимать речь, что уже само по себе очень важно.
Необязательно знакомить ребенка с ложкой именно во время еды, подойдет и игровой процесс. Возьмите небольшую детскую ложку и покажите ее малышу вместе с другими игрушками. Пусть ребенок привыкнет к новому предмету, подержит ее, обязательно покусает и «попробует на вкус».
Пища для первых опытов малыша не должна быть слишком жидкой. Пусть ее будет на тарелке немного. Тогда ребенку будет легче зачерпнуть ее ложкой, к тому же меньше пищи будет разлетаться по сторонам.
Когда вы решите приступить к «практическим занятиям», подумайте над тем, где именно они будут проходить. Надо внимательно выбрать место первого самостоятельного приема пищи. Скорее всего, процесс будет проходить «с размахом». Так что, во-первых, будет очень хорошо, если стены можно будет легко вымыть (они должны быть покрыты плиткой или моющимися обоями). Обратите внимание и на пол: уберите ковер, если он есть, в крайнем случае, постелите клеенку. Чтобы лишний раз не стирать одежду, разденьте ребенка до трусов.
Что касается собственно ложки как предмета, обратите внимание на материал, из которого она изготовлена. Лучше всего подойдет пластмасса, а также латекс или силикон. Такие ложки при первых неровных движениях не будут стучать по деснам и зубкам ребенка, не напугают громким стуком по столу и прикосновением к холодной поверхности. Материал обязательно должен быть мягким и не краситься.
Дайте ребенку и его собственную тарелку, желательно с ярким рисунком и высокими краями.
Также вы можете учить малыша питаться при помощи детской пластиковой вилки. В этом случае предлагайте ему такую пищу, которую можно легко зацеплять или накалывать на вилку.
И напоследок скажем: не забывайте еще об одном важном гигиеническом навыке: мойте ребенку руки перед едой.
Гораздо реже бывает и обратная ситуация, когда особо щепетильные родители сами стараются отложить приучение к столовым приборам ради чистоты на кухне.
Стоит сказать сразу, что не надо медлить: чем раньше состоится знакомство ребенка с ложкой, тем лучше. Так, детские врачи рекомендуют делать это в возрасте шести месяцев, когда идет привыкание к «взрослой» кашеобразной пище.
Однако отметка в полгода достаточно условна, четких границ нет. У всех знакомство с ложкой проходит в разном возрасте. Кто-то проявляет самостоятельность и, старательно подражая взрослым, осваивает хитрую науку уже в пять месяцев. А иной малыш может и в два с лишним года просить, чтобы мама его покормила. Причем многим детям как будто не хочется взрослеть, они «разбалтываются» и сознательно не хотят привыкать к новому навыку. Они смотрят на прием пищи как на ту же игру и могут разбрасывать еду, размазывать ее по столу и совершать другие манипуляции.
В любом случае главным остается одно: не надо стараться, чтобы ребенок с первого же раза стал по-настоящему умело есть ложкой и мгновенно постиг законы этикета. Как правило, такого просто не бывает, поэтому вооружитесь терпением.
Любовь с первой ложки
На первых порах кормите малыша с ложки в положении полусидя. Наберите в ложку небольшое количество пищи — это может быть протертый суп, пюре или каша. Затем немного надавите на нижнюю губу ребенка и введите ложку за нее. Не ждите, пока малыш станет пытаться сосать пищу (это рефлекс), проведите ложкой по внутренней поверхности верхней губы, а потом выньте ложку. Когда ребенок проглотит эту небольшую порцию, предложите ему новую.
Обратите внимание на то, чтобы у ребенка появилась привычка открывать рот при виде ложки с пищей, а также чтобы он поворачивал голову в сторону ложки. В результате он должен сосредоточиться на процессе еды, что очень важно.
Помните, что не все дети едят с одинаковой скоростью. В частности, если малышу вкус пищи не нравится, он, как правило, ест медленнее. Разная быстрота может быть после сна и бодрствования.
При кормлении разговаривайте с малышом ласково, старайтесь не раздражаться, если вдруг что-то пойдет не так или вам вдруг покажется, что ребенок медленно ест. Не торопите ребенка и постарайтесь отложить срочные дела. Также не надо сердиться, если он вовсе откажется от еды.
Советуем тщательно проговаривать повторяющиеся действия, связанные с питанием, это поможет ребенку активнее участвовать в процессе еды и понимать речь, что уже само по себе очень важно.
Приручить ложку
Необязательно знакомить ребенка с ложкой именно во время еды, подойдет и игровой процесс. Возьмите небольшую детскую ложку и покажите ее малышу вместе с другими игрушками. Пусть ребенок привыкнет к новому предмету, подержит ее, обязательно покусает и «попробует на вкус».
Пища для первых опытов малыша не должна быть слишком жидкой. Пусть ее будет на тарелке немного. Тогда ребенку будет легче зачерпнуть ее ложкой, к тому же меньше пищи будет разлетаться по сторонам.
Когда вы решите приступить к «практическим занятиям», подумайте над тем, где именно они будут проходить. Надо внимательно выбрать место первого самостоятельного приема пищи. Скорее всего, процесс будет проходить «с размахом». Так что, во-первых, будет очень хорошо, если стены можно будет легко вымыть (они должны быть покрыты плиткой или моющимися обоями). Обратите внимание и на пол: уберите ковер, если он есть, в крайнем случае, постелите клеенку. Чтобы лишний раз не стирать одежду, разденьте ребенка до трусов.
Мягкость и чистота
Что касается собственно ложки как предмета, обратите внимание на материал, из которого она изготовлена. Лучше всего подойдет пластмасса, а также латекс или силикон. Такие ложки при первых неровных движениях не будут стучать по деснам и зубкам ребенка, не напугают громким стуком по столу и прикосновением к холодной поверхности. Материал обязательно должен быть мягким и не краситься.
Дайте ребенку и его собственную тарелку, желательно с ярким рисунком и высокими краями.
Также вы можете учить малыша питаться при помощи детской пластиковой вилки. В этом случае предлагайте ему такую пищу, которую можно легко зацеплять или накалывать на вилку.
И напоследок скажем: не забывайте еще об одном важном гигиеническом навыке: мойте ребенку руки перед едой.
Александр КОЛЧИН