Воспитание до рождения
Каждый любящий ответственный родитель задается вопросом, когда и как начинать воспитывать своего ребенка, чтобы не испытывать в будущем проблем воспитания. Ответ на этот вопрос и прост и сложен одновременно: начинать «воспитывать» своего малыша можно и нужно еще до его появления на свет. Важно оговориться, что под воспитанием в перинатальный период мы в большей степени понимаем, конечно же, общение, взаимодействие с малышом.
Почему это возможно?
Многочисленные исследования доказывают, что психическая жизнь плода начинается уже на сроке около 2 месяцев внутриутробного развития. Будучи величиной всего лишь несколько сантиметров, будущий человек уже реагирует на прикосновения, а к третьему месяцу беременности у него уже развиты органы, отвечающие за восприятие самых различных ощущений. К этому моменту у малыша уже появляется первое вкусовое восприятие, чуть-чуть позже - слух, чувство равновесия и даже обоняние, а вот зрительные ощущения формируются позднее всех.
Механизм восприятия прост: сформировался орган чувств, способный к восприятию стимула внешнего мира, значит, и ребенок готов к взаимодействию, к поддержанию обратной связи с вами.
Почему это важно?
Во-первых, получая разнообразные стимулы внешней среды (будь то мамин голос, теплые лучи солнца на ее животе или ласковые руки мамы), головной мозг ребенка активно развивается.
Во-вторых, хорошо известно, что и функциональное состояние центральной нервной системы, и психическое состояние изменяются под влиянием ритмичных сенсорных воздействий (например, звуков речи, музыки, поглаживаний), что способствует налаживанию и поддержанию эмоциональной связи между мамой и малышом.
В-третьих, от того, каким воспринимается еще непознанный окружающий мир, зависит, сформируется ли у ребенка чувство безопасности, базового доверия к миру, будет ли он в дальнейшем устойчив к стрессам или, наоборот, подвержен нервно-психическим расстройствам. В этот период в бессознательном каждого человека закладываются особые программы, которые в дальнейшем будут определять развитие его личности (жизненные сценарии).
Как воспитывать до рождения?
1. Стремитесь к тому, чтобы ваша беременность была желанной. Желанные дети рождаются с более высокой массой тела, реже болеют, имеют лучшие характеристики в психомоторном развитии. В будущем они вырастают более общительными, оптимистичными и лучше раскрываются в творчестве.
2. Думайте и говорите о будущем ребенке в позитивном ключе.
3. С ранних сроков беременности уделяйте время на поглаживание своего округляющегося животика: тактильный контакт – это основа общения мамы и малыша. Дополнительные поглаживания живота просто необходимы, если вы переживаете сложную ситуацию, разволновались, огорчены – они помогут снизить беспокойство ребенка, которое неизбежно возникнет в ответ на ваши негативные переживания.
4. Стремитесь познакомиться со своим малышом как можно раньше. Этого можно достичь, воздействуя на органы чувств, стараясь получить телесный «ответ» от своего ребенка. Такая возможность появится через некоторое время после наступления первых шевелений.
5. Обращайтесь к своему малышу вслух, а не мысленно! Рассказывайте ему о том, какой у него папа (мама), каким вы его себе представляете, как вообще идут дела или о чем-то еще, что приносит вам положительные эмоции пр. Конечно же, ребенок пока еще не понимает смысла слов, но эта информация стимулирует развитие в целом.
6. Приглашайте к общению с ребенком и будущего папу. Активное участие отца во взаимодействии с ребенком во внутриутробном периоде его существования снижает в дальнейшем восприимчивость новорожденного к стрессам, а отношения малыша, формирующиеся в системе «отец-мать-дитя», способствуют тому, что в будущем у ребенка быстрее установятся и сохранятся хорошие отношения с отцом.
7. Слушайте во время беременности приятную музыку (лучше, если это будет классическая музыка эпохи барокко, но можно и другую, приятную вам), пойте своему малышу распевные песни. Они станут вам хорошим подспорьем в моменты плача и беспокойного сна, поскольку будут являться хорошим успокаивающим средством для ребенка. Ведь он способен их узнавать после рождения!
Гаптономия – методика налаживания контакта через прикосновение
Существует целая методика налаживания контакта с ребенком через прикосновения, которая помогла многим родителям в разных странах мира научиться понимать своего ребенка еще до рождения.
Краткая схема выглядит следующим образом: общаться с ребенком нужно тогда, когда он активен, лучше в одно и то же время суток, например утром. Примите удобное положение и положите руку на живот. Сначала понаблюдайте за своим дыханием, погладьте живот по часовой стрелке. Продолжая поглаживания, начните разговаривать с малышом (можно выбрать какую-то тему или просто рассказывать, что находится или происходит вокруг). Поначалу ребенок, возможно, затаится, внимательно изучая новые сигналы, а возможно, ответит вам радостью или даже бурным восторгом в виде активных шевелений. Затем спойте малышу песню или расскажите нараспев стишок или прибаутку – ритмичные звуковые структуры благотворно воздействуют на формирующийся мозг.
Выполняя эти упражнения регулярно (не менее 2 раз в день в одно и то же время), вы довольно быстро обнаружите, что в положенное время малыш уже сам будет «пододвигаться» к стенке матки и «приглашать» вас к общению приятным шевелением.
Будущие родители могут подготовить для своего малыша хорошую стартовую площадку в длинное интересное путешествие под названием Жизнь. Ведь хотим мы того или нет, бессознательное ребенка никогда не забудет, о чем рассказали, что дали почувствовать тогда, когда ребенок еще находился в маминой утробе.
Светлана Юрьевна Шустова,
клинический психолог,
перинатальный психолог Центра планирования семьи и репродукции
Читайте также:
Методика воспитания детей
Как воспитывать ребенка