Неважно, поступает ли ваш ребенок в первый класс или в пятый, начало учебного года — важный шаг как для ребенка, так и для родителей. Поэтому крайне важно подготовиться к нему заранее. Чтобы к учебному году быть хорошо подготовленным, лучше всего не прекращать занятий во время летних каникул.
Как сделать занятия дома интересными?
Прежде всего, постарайтесь объективно оценить способности своего ребенка. Проанализируйте, какие промахи были у ребенка в прошедшем году, по каким предметам стоит подтянуться, над чем стоит поработать.
Начните с покупки внеклассных учебников.
Сейчас книжные магазины пестрят разнообразием учебных пособий, способных увлечь ребенка. Не торопитесь с выбором, посоветуйтесь со школьным учителем. Как правило, дети, поступающие во второй и третий класс, получают на лето список внеклассной литературы. Первоклассникам больше подойдут книжки с иллюстрациями, они лучше помогут усвоить пройденную информацию.
Составьте план ваших занятий и посвятите в них ребенка.
Спросите, с чего ему хочется начать, и предоставьте ему выбор. Не допускайте скуки во время занятий. Заинтересуйте его! Интерес мотивирует, развивает в человеке аналитические и творческие способности. Если ребенок не в настроении, начните с наиболее интересного предмета, это поможет ему настроиться на рабочий лад. В период каникул ребенку хочется поиграть, не лишайте его привычных удовольствий. Вполне достаточно посвятить занятиям 1-1,5 часа в день.
Не учитесь за ребенка.
Учитесь вместе с ним! Об этом говорил еще выдающийся российский психолог Л. С. Выготский. Именно он ввел понятие, которое назвал «зоной ближайшего развития». И сводится оно к тому, что завтра ребенок будет делать сам то, что сегодня делал вместе с мамой. Не предоставляйте его самому себе, будьте рядом, но не спешите подсказывать или помогать, если он не просит об этом. Дайте ему возможность самому открыть способ решения методом проб и ошибок.
Будьте слушателем.
Если это занятие по чтению или литературе, не оставляйте ребенка читать одного. Лучше всего, если ребенок будет читать при вас, громко с выражением. Попробуйте устроить ребенку очную лекцию. Соберите несколько членов семьи, которым ребенок будет читать, торжественно объявите имя ребенка. Не перебивайте, если он в середине фразы совершил ошибку. Подождите, пока он закончит все предложение. Подкрепите конец чтения аплодисментами.
Повторенье – мать ученья, регулярно возвращайтесь к пройденному материалу.
Создайте для ребенка уютную атмосферу, в которой приятно и комфортно работать.
Подготовьте специально отведенное для работы место.
Если у ребенка нет детской комнаты, это должен быть уголок с рабочим столом, стулом и книжным шкафом. Рядом с рабочим местом не должно быть ничего лишнего, что могло бы отвлечь внимание.
Oбратите внимание на осанку ребенка.
Ребенок не должен разваливаться, сидя за рабочим столом. Осанка должна быть собранной, это помогает войти в рабочую форму.
Поставьте рядом с рабочим столом ребенка вещицы, мотивирующие и создающие положительный образ школы. Это может быть глобус, магнитная азбука, его сертификаты и награды.
Создайте теплые отношения с ребенком, основанные на безусловном принятии.
Избегайте отрицательных оценок.
Не говорите «Ты невнимательно слушал, поэтому не понимаешь», «Мы же с тобой это учили». Порой ребенок может быть рассеян, это нормально. Развитие умственных способностей определяется временем и систематической практикой.
Никогда не подчеркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у ребенка уверенность в себе и в своих силах.
Спрашивайте, интересуйтесь ребенком.
Спросите его о чувствах и впечатлениях от пройденного материала. Будьте в курсе его интересов, наблюдайте, что ему нравится, а что вызывает трудности. Будьте всегда помощником, другом, с которым можно поделиться.
Гюстав Флобер говорил: «Чтобы иметь талант, нужно быть уверенным, что обладаешь им». Подарите ребенку чувство уверенности! Возможно, вы растите будущего гения. Помните это.