Переоценивая прожитый отрезок времени, нередко многие удивляются: «Неужели это было со мной? Почему я от этого так страдал?» К сожалению, только спустя голы кажется, что детские проблемы – пустяки. Но в период обучения все казалось так сложно – и на уроках, и вне класса. Давайте поговорим на эту тему.
Я не ребенок!
Совсем не факт, что школьники, проучившись вместе определенное время, полностью осваиваются в коллективе, и причин для беспокойства быть не может. К тому же, к 12 годам подростки в школе ощущают себя взрослыми. Многие прежние авторитеты рушатся. А новые привязанности – не совсем отвечают нравственным критериям, которые близки взрослым.
Постулат «школьники должны учиться» – актуален во все времена и важность его никто не оспаривает. Но так непросто заставить себя хоть что-то делать, когда:
«не хочу», «не могу», «отстаньте», «я не маленький» – основа протестов ребенка;
появляется первая любовь, нередко – не платоническая;
попытки самоутвердиться за счет дорогих вещей становятся мерилом успешности;
наглядно выпячиваемая наглость и вседозволенность – важнее таких общепринятых моральных норм, как сдержанность и воспитанность;
выяснения отношений даже между одноклассниками, с которыми знакомы не один год, приобретают совершенно другой характер, чем прежде;
никакие оценки не важны, непонятно, зачем учиться: и так все есть, или нельзя достичь того, что хочется немедленно;
учителя вызывают пренебрежение;
давно потерян духовный контакт с родителями.
Многие осложнения, возникающие у подростков в школе, взаимосвязаны с этими проблемами.
Помогите взрослеть
Все это важно для детей и для вас, если они вам дороги, и не безразлично их будущее. Переосмысление себя и всего вокруг до 18 летнего возраста – не всегда плавный и приятный процесс для ребенка и его родителей. Когда подростки в школе ощущают реально все признаки своего взросления (физиологического и психологического), так необходима помощь родителей. Только близкие люди в состоянии смягчить первые жизненные удары, если:
стараются поддерживать дитя в любых ситуациях, не слепо веря в то, что ребенок не способен на плохой поступок, а изучив ситуацию, при которой возник конфликт;
никогда не оскорбляют никого – ни подростка при учителях, ни учителей или одноклассников при нем;
не забывают, уважая старших и прививая это чувство школьнику, что и взрослые могут быть не правы;
не справляются – не отчаиваются. Набравшись терпения, больше времени оставляя на совместные прогулки, вылазки с одноклассниками, участвуют в организации мероприятий, проводимых в классе;
общение с преподавателями – не от случая к случаю и когда придется, а постоянное.