Детское воровство – одна из самых мучительных проблем, над причинами которой ломают головы тысячи недоумевающих родителей во всем мире.
Каковы же причины детского воровства? Оказывается, причин этого явления множество, и первое, что необходимо знать всем родителям, – в каждом возрасте они свои.
Младшие дошкольники (1-3 года)
«Воруют» потому, что просто не в силах совладать со своими желаниями, например, с непреодолимым желанием владеть чем-то, с желанием порадовать дорогую мамочку подарком. Система морально-этических норм маленького ребенка еще только зарождается, а понятия «мое» – «не мое» для него еще абстрактны, а потому малодоступны пониманию.
Что делать?
— Не станем называть малыша воришкой, а вернем игрушку владельцу и терпеливо объясним, что брать чужие вещи – плохо (формируем моральные нормы), что эта игрушка – чужая, и поэтому брать ее нельзя.
— Поговорим о том, какие игрушки твои, а какие Сашины или Олины. Какие вещи твои, а какие мамины, папины. Расскажем ребенку, какие чувства испытывают люди, которые лишились любимой вещи. Таким нехитрым способом вы со временем сформируете у малыша понятия «можно» – «нельзя», «мое» – «не мое».
Но это только часть взрослой задачи: еще ребенка необходимо как можно раньше научить отстаивать, защищать свои собственные вещи от посягателей.
Дошкольники постарше и младшие школьники (4-7 лет)
Воруют уже по социальным мотивам. Например, возможна кража денег и покупка на них угощения, чтобы привлечь внимание одноклассников, расположить их к себе. Или, наоборот, воровство как результат желания «жестоко покарать» своего обидчика. Дело в том, что в этом возрасте ребенку уже небезразлично его место в группе сверстников, и он способен сознательно и целенаправленно достигать желаемого, выбирая для этого все доступные способы, и кража – один из них.
Что делать?
— Необходимо работать с причиной данного поступка, а причина здесь в несформированности навыков общения, часто в низкой самооценке (выходит, что личность ребенка ценится сверстниками не сама по себе, а только если у нее что-то есть – вот это ребенку и нужно объяснить).
— Стоит обсудить тему дружбы, поговорить о том, как правильно знакомиться с ребятами, как их заинтересовать и пр., – все это нужно объяснять ребенку, а еще лучше проиграть с ним соответствующие ситуации.
— Если причина воровства – вредительство, то лучший способ борьбы с ней – обсуждение и проигрывание с ребенком конфликтных ситуаций и адекватных способов их разрешения.
Младшие школьники (8-10 лет)
Воровство чаще всего связано с недостаточной сформированностью эмоционально-волевой сферы: ребенку все еще очень тяжело на свое «хочу!» самому себе ответить твердое «нет». Детям пока еще трудно справиться с соблазном, хотя они и испытывают стыд за свой поступок.
Что делать?
Развивать волю ребенка. Основная рекомендация в данном случае такова: никогда не делайте за ребенка то, с чем он уже в состоянии справиться сам. Чаще предлагайте ребенку самому ставить цели и учите достигать их, при этом проговаривайте, с помощью каких шагов эта цель может быть достигнута и в какие сроки. Начните с краткосрочных целей: что сегодня сделаешь? куда пойдем в воскресенье? И не меняйте его программу, позвольте ребенку ее реализовать.
Подростковое воровство (12-15 лет)
Дела обстоят гораздо серьезнее: то, что в раннем детстве – ошибка, случайный эпизод, у подростка уже осознанный шаг, а то и хуже – вредная привычка. Помните, что для подростковой среды очень характерны так называемые кражи престижа: ребенка подначивают сверстники, аргументируя необходимость совершения кражи поддержанием статуса в группе, другими словами, «на спор». Так или иначе, регулярные случаи воровства у подростка требуют особенно серьезного подхода, поскольку влекут за собой не только морально-нравственные последствия, но и правовые, часто не обойтись здесь без помощи специалистов.
Что делать, если ребенок уже что-то украл?
Четко выразим отрицательную оценку действиям ребенка с конкретным запретом на воровство («Ты сделал очень плохо, это называется кража, так поступать нельзя ни в коем случае»).
Доходчиво расскажем о последствиях такого поступка в ракурсе переживаний человека, лишившегося любимой вещи (а ребенку постарше – и о правовых).
Откажемся от навешивания ярлыков, называя ребенка воришкой, не будем красить образ в черный цвет.
Не обсуждаем возникшую проблему с посторонними людьми в присутствии ребенка. Помним золотое правило воспитания: ругай наедине, хвали при всех.
Запомним, что фразы типа «Как ты мог?» являются бесполезными и даже вредными. Вместо этого риторического вопроса лучше задать заинтересованное «Почему?».
Избегаем сравнений с другими детьми и с самим собой в детстве: «Вот я никогда…».
Обсуждая случившееся, помним, что сильные негативные чувства могут способствовать тому, что ребенок будет скрывать все поступки, которые сочтет стыдными, плохими.
Не возвращаемся к тому, что произошло (после того как ситуация была разобрана), в противном случае вы только закрепите данный поступок в сознании ребенка.
По возможности исключаем ситуации, провоцирующие воровство (не оставляйте без присмотра деньги и вещи, представляющие ценность).
Подумаем о том, что воровство может быть реакцией на семейное неблагополучие или ошибки в системе воспитания.
Как предотвратить детское воровство?
Ответ и прост и сложен одновременно: любить свое чадо, на протяжении всего процесса взросления быть в непрерывном теплом, понимающем контакте с ним, делиться своим опытом преодоления различных трудностей.
Важно соблюдать следующие принципы:
последовательность и непротиворечивость воспитания;
слова родителей не должны расходиться с делом (бесполезно внушать ребенку, что брать чужое нельзя, а самим приносить с работы то, что «плохо лежит»);
с раннего детства избегаем вседозволенности, приучаем ребенка к наличию определенных правил и границ поведения;
отказываемся от тотального контроля над жизнью ребенка, вместо него поощряем детскую инициативу и обучаем навыкам планирования.