Вопрос специалисту

Швеция

Телесные наказания в Швеции

Детско-родительский кодекс
В 1979 г. Детско-родительский кодекс Швеции ввёл запрет на телесные наказания. Этот законодательный акт известен, прежде всего, запретом телесных наказаний для детей, однако запрет распространяется и на другие формы обращения, унижающего человеческое достоинство. Согласно Правительственному закону, запрещается обращение, ставящее под угрозу личное развитие ребёнка.

Уголовный кодекс Швеции
Могут применяться положения Уголовного кодекса Швеции о насилии, особо тяжком насилии, причинении телесных повреждений или заболевания, создания опасного положения для другого лица, противозаконном принуждении, особо тяжком насилии в отношении неприкосновенности и покушении на такие действия.

В соответствии с Уголовным кодексом, при оценке преступления судом отягчающими обстоятельствами считаются совершение преступления с намерением причинить ущерб безопасности и доверию ребёнка к отношениям с тем, кто ему близок, т.е., например, родителю.

Упомянутые виды преступлений влекут за собой следующие виды наказания:

  • насилие: тюремное заключение на срок до двух лет, или если преступление незначительное, штраф или тюремное заключение до шести месяцев;
  • особо тяжкое насилие: тюремное заключение от одного до десяти лет;
  • причинение телесных повреждений или заболевания: штраф или тюремное заключение до шести месяцев; или если преступление особо тяжкое, – тюремное заключение до четырёх лет;
  • создание опасного положения для другого лица: штраф или тюремное заключение до двух лет;
  • противозаконное принуждение: штраф или тюремное заключение до двух лет; или если преступление особо тяжкое, – тюремное заключение от шести месяцев до шести лет;
  • особо тяжкое насилие в отношении неприкосновенности: тюремное заключение от шести месяцев до шести лет;
  • покушение на подобные действия: штраф или тюремное заключение до одного года

Согласно шведскому праву, государственный обвинитель связан простой (абсолютной) обязанностью осуществлять преследование. Это значит, что государственный обвинитель, если в законе не указано иное, должен инициировать судебные процедуры в отношении всех преступлений, предполагающих общественное преследование, когда государственный обвинитель, исходя из объективных соображений, способен предвидеть, что суд вынесет приговор по данному делу (Глава 20, статья 6 Кодекса судопроизводства).

Все преступления, если явным образом не указано иное, предполагают общественное преследование. Особые условия предписываются для некоторых видов общественного преследования, как, например, в случае обвинения, выдвинутого оскорблённым лицом. (Глава 20, статья 3 Кодекса судопроизводства)

Все виды упомянутых выше преступлений относятся к сфере общественного преследования. Причинение телесного повреждения или заболевания, если преступление не является тяжким, должно быть подвергнуто общественному преследованию со стороны государственного обвинителя, только если потерпевшая сторона сообщит о преступлении в целях преследования и преследование требуется в интересах общества. Но если пострадавшему меньше 18 лет, заявления не требуется (Глава 3, статья 12 Уголовного кодекса).

Покушение, состоявшееся не в общественном месте, подлежит преследованию, только если потерпевшая сторона потребует уголовного преследования или когда уголовное преследование требуется в интересах общества (Глава 4, статья 11 Уголовного кодекса).

Эта обязанность осуществлять преследование связана также с простой (абсолютной) обязанностью начать предварительное расследование. Это, в свою очередь, означает, что в принципе существует обязанность начать предварительное расследование как только есть причина считать, что совершено правонарушение, предполагающее общественное преследование (Глава 23, статья 1, абзац 1 Кодекса судопроизводства).

Решение о начале предварительного расследования принимается органом полиции или государственным обвинителем. Однако решение о преследовании может принять только государственный обвинитель.

В соответствии со статьёй 1 главы 2 Уголовного кодекса, преступления, совершенные в Швеции должны преследоваться в соответствии со Шведским правом (и Шведским судом).

Акт об общественных службах
В соответствии с Актом об общественных службах, за защиту детей отвечает муниципалитет. Профессиональные сотрудники, работающие с детьми, обязаны сообщать общественным службам обо всём, что вызывает подозрение.

Акт предполагает добровольные меры, чей характер определяется вместе с семьёй. Ребёнку должна предоставляться необходимая информация о ситуации, и у него есть право быть выслушанным социальными службами.

Акт о защите молодых людей
В соответствии с Актом о защите молодых людей, против воли родителей или молодого человека (от 15 лет и старше) могут приниматься меры, если существует риск ущерба здоровью или развитию ребёнка. Административный суд может принять решение о направлении ребёнка в специализированное учреждение. Меры должны быть направлены на изменение жестокого поведения родителей и обеспечивать ребёнку безопасную среду. Общественные службы могут сообщать полиции о фактах жестокого обращения с ребёнком, но это не является обязательным. Существует специальная система сотрудничества между соответствующими органами для защиты детей от жестокого обращения.