Вопрос специалисту
Консультация психолога по детским рисункам

Консультация психолога по детским рисункам

Айна


Несуществующее животное. 
Анализируя графическое изображение, можно сделать предположение о том, что ребенок прибывает в несколько подавленном состоянии, возможно, это спровоцировано достаточно высоким уровнем притязаний и возникающим ощущением того, что девочку недооценивают. Дамира претендует на лидерство и готова активно конфликтовать, отстаивая свою позицию. Разбирая детали рисунка, следует заметить о высоком уровне эгоцентризма девочки и порой даже склонности к бесконтрольному поведению. Данное положение вещей, может соответствовать возрасту ребенка, но родителям нужно обратить на это внимание, чтобы подобное проявление не закрепилось в характерологическую черту. Дамира, весьма, наблюдательна и для неё важны интеллектуальные качества как её самой, так и людей, которые её окружают. Она способна прислушаться к мнению только того человека, который представляет для неё некоторое превосходство в сообразительности. У ребенка наблюдается склонность к тревожным состояниям, вследствие чего она постоянно готова применять вербальную защиту (возможно, имеет привычку переговариваться) и защиту физическую (другими словами, всегда готова дать сдачу). 

Рисунок семьи. 
Принимая во внимание реальное положение семьи, в которой проживает девочка, нужно отметить, что не все члены семьи фигурируют на рисунке. Это может свидетельствовать о непринятии того или иного человека в ближайшем окружении ребенка. Учитывая прочную эмоциональную связь с отцом, Дамира, по-прежнему, считает его частью своей семьи и приходит в некоторое замешательство, пытаясь определить, кто ей ближе, отец или мать. Данное положение вещей, возможно, обуславливает встревоженное состояние девочки, что передается стилем прорисовки линий и цветовой гаммой графического изображения. Нужно так же обратить внимание на шаткость символического изображения семьи. Корабль на волнах передает ассоциативно чувство ребенка к нестабильной ситуации. И, как один из вариантов, над всей этой нестабильностью возникает образ бабушки, которая, видимо, имеет какое-то отношение к принятию того или иного решения в семье, даже не смотря на то, что ребенок её редко видит. Желание девочки помочь отцу, который попал в затруднительное положение, отображает обеспокоенность Дамиры положением близкого ей человека. И как ребенок активный и склонный к решительным действиям, она пытается что-то исправить, принимая на себя часть ответственности за сложившуюся ситуацию. 

Вывод. 
Учитывая возрастные особенности и активное развитие воображения девочки, в данной ситуации мы сталкиваемся с проблемой ярко выраженного протеста ребенка по отношению к происходящим событиям. Выстроив свой план решения проблем, Дамира не хочет мириться с положением, которое без её участия определили взрослые. Проявляя свои чувства к отцу, она по-своему пытается решить проблему воссоединения семьи, таким образом, отстраняя всяческие поползновения на замещения в структуре семьи отца другим мужчиной. Всё это служит мощным толчком для повышения уровня тревожности, не допуская эмоционального сближения с новым супругом матери. Возможно, для решения данной проблемы, потребуется только время. Учитывая склонность девочки выводить для себя значимость и авторитет людей по своей схеме (преобладание должного интеллекта у человека), скорее всего, Дамире, просто, нужно некоторая дистанция и временной трамплин для того, чтобы лучше узнать человека, который вошел в вашу семью. Положительным моментом является уже то, что ребенок склонен, по сути своей, к анализу, а ваш личный пример общения с людьми (в том числе и с бывшим супругом) даст возможность девочки воспринимать жизнь, в разных её проявлениях минимально травмируя собственную психику.