Вопрос специалисту

Что делать, если в детском саду нарушают права ребенка?

Что делать, если в детском саду нарушают права ребенка?

Здравствуйте! Я обращаюсь с просьбой оказать помощь в ситуации нарушения профессиональной этики и жестокого обращения с детьми в детском саду города Костромы. Мой сын ходит в этот садик с февраля 2019 года. Два дня назад старший воспитатель повела себя со мной очень агрессивно, обвинив меня в том, что я настраиваю против нее своего сына. Опишу ситуацию подробнее. Я пришла забирать сына из садика, воспитатель сидела за столом и разговаривала по телефону. Увидев меня, она прекратила разговор и повышенным голосом сказала моему сыну, что, пока он не уберет игрушки, то не никуда не пойдет. Я вежливо заметила, что мы торопимся, на что мной был услышан ответ в очень резкой форме "Раньше надо было приходить!" Я забрала ребенка, но воспитатель продолжила обвинять меня, сказав, что я не придерживаюсь одной с ней политики, что выставляю ее плохой, и вышла из группы, хлопнув дверью. Прощаться она с нами не стала. Также замечу, что и ранее она разговаривала со мной довольно бесцеремонно. Иногда, когда я приходила в сад за сыном в середине дня, я слышала, как кто-то из воспитателей разговаривает с детьми на повышенных тонах. Также мой сын, недавно возобновивший посещение детского сада после двухмесячного перерыва, стал вести себя по-другому. Он стал более агрессивным, замкнутым. На вопрос рассказать, что происходит в садике, он кричит "Не буду рассказывать!" Однажды он пришел очень голодный, съел тройную порцию на ужин. (Я подозреваю, что в тот день он вообще ничего не ел), на нем каждый день появляются новые синяки и царапины, он стал мочиться в штаны, сидя за столом, хотя раньше ходил на горшок, мне приходится ему снова объяснять, как надо делать. (Возможно, в садике ему не дают сходить в туалет?) Какое-то время Виктор ходил в частный детский сад (Буратинка), подобных ситуаций там никогда не возникало. Я бы с удовольствием оставила его в частном детском саду, но, к сожалению, сейчас не имею такой финансовой возможности. Также замечу, что старший воспитатель постоянно цепляется ко мне с претензиями, что мой сын не умеет одеваться, что он не убирает игрушки, играет отдельно от других детей. Я считаю, что эти претензии не обоснованы, каждый ребенок имеет свои особенности развития. Также это может быть знаком протеста с его стороны, как реакция на ее жесткое обращение. Я очень рассчитываю на Вашу помощь и содействие.

Анна

Здравствуйте, Анна!

Если смотреть на эту ситуацию с точки зрения законодательства, то закон «Об образовании в Российской Федерации №273-ФЗ от 29.12.12 говорит о том, что дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

То есть исходя из этой статьи, ваш ребенок может иметь навыки самообслуживания в достаточной степени, а может не иметь, и тогда формирование этих навыков частично ложится на дошкольное образовательное учреждение.

Защита прав ребенка в детском саду в основном заключается в том, что на него не должно быть оказано физическое или эмоциональное давление.

В случае нарушения прав ребенка, в то время, когда он находится в ДОУ, родитель может прореагировать на это, обратившись с жалобой к руководству детского учреждения, на имя директора детского сада или заведующей.

Довольно часто проблема решается уже на этом уровне.

Если руководство ДОУ отказывается принять ваше письмо, отправьте его по почте заказным письмом с уведомлением и описью вложения.

Вернувшееся уведомление и опись вложения также будут доказывать факт вручения руководству ДОУ соответствующего письма.

В случае, если администрация бездействует, вы имеете полное право обратиться в правоохранительные органы, а также в вышестоящие инстанции.

К ним относятся:

  • Департамент образования;
  • Министерство образования области, республики или края;
  • Рособрнадзор;
  • Уполномоченный по правам ребенка;
  • суд и прокуратура.

В жалобе необходимо максимально полно отразить ситуацию, содержащую нарушения, а также сведения о бездействии администрации, если такой факт имеет место быть.

Напоминаю о том, что все жалобы мы подаем исключительно письменно, устное обращение не фиксирует вашу жалобу.

Жалоба составляется в двух экземплярах. Первый подается в надзорный орган, второй, с пометкой о вручении, остается у заявителя.

Компетентные органы обязаны проверить обстоятельства, изложенные в ней, принять соответствующие меры и уведомить о них заявителя.

Также, для разностороннего рассмотрения и более продуктивного поиска решения, вы можете обратиться к нашим психологам, через форму «Консультации специалистов», так как ваша проблема сложная и относится не только к юриспруденции. Самое главное – психологическая защита и безопасность ребенка.

Искренне желаю вам удачи в разрешении вашего вопроса!

Наталья Гайкалова,
Семейный юрист