Вопрос специалисту

Есть ли нормы по объему домашнего задания в школе ? Как можно регулировать этот вопрос?

Есть ли нормы по объему домашнего задания в школе ? Как можно регулировать этот вопрос?

Здравствуйте. Есть ли нормы по домашнему заданию? Как можно регулировать процесс в школе? Учитель большую часть задания перекладывает домой. Понимаю, для закрепления материала - задания простые, но количество 10 до 50 упражнений по алгебре считаю слишком много.

Марина

Здравствуйте, Марина!

Существует ряд нормативных документов, которые регламентируют нагрузку школьника. Это:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ,
  • СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях",
  • Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1015 (ред. от 10.06.2019) "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования".

Санитарные правила устанавливают нормативные требования по времени выполнения к общему объему домашнего задания по всем предметам на следующий учебный день.

Объем заданий должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах):

· во 2 - 3 классах - 1,5 ч.,

· в 4 - 5 классах - 2 ч.,

· в 6 - 8 классах - 2,5 ч.,

· в 9 - 11 классах - до 3,5 ч. (На основании п.10.30 СанПиНа).

Следует отметить, что эти нормативы являются примерными. Очень многое зависит от психофизиологических особенностей ребенка, темпа его деятельности.

Также нормативы по выполнению домашнего задания закреплены в виде рекомендаций, в Постановлении Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189 (ред. от 22.05.2019) "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (вместе с "СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы".

При выполнении обучающимися домашних заданий (самоподготовка) следует соблюдать следующие рекомендации: 
- приготовление уроков проводить в закрепленном учебном помещении, оборудованном мебелью, соответствующей росту обучающихся; 
- начинать самоподготовку в 15 - 16 часов, так как к этому времени отмечается физиологический подъем работоспособности; 
- ограничивать длительность выполнения домашних заданий, чтобы затраты времени на выполнение не превышали (в астрономических часах): 
во 2 - 3 классах - 1,5 ч, 
в 4 - 5 классах - 2 ч, 
в 6 - 8 классах - 2,5 ч,
в 9 - 11 классах - до 3,5 ч; 
- предоставлять по усмотрению обучающихся очередность выполнения домашних заданий, рекомендуя при этом начинать с предмета средней трудности для данного обучающегося; 
- предоставлять обучающимся возможность устраивать произвольные перерывы по завершению определенного этапа работы; 
- проводить "физкультурные минутки" длительностью 1 - 2 минуты;
- предоставлять обучающимся, закончившим выполнение домашних заданий раньше всей группы, возможность приступить к занятиям по интересам (в игровой, библиотеке, читальне).
  
Каким же образом будет отслеживаться соблюдение установленных нормативов времени на выполнение домашнего задания и как родители могут повлиять на этот процесс?

1) Через образовательное учреждение:

Школа может использовать для этих целей встроенный в системы ведения электронных журналов инструмент учета объема домашних заданий. С его помощью преподаватели будут фиксировать предполагаемое время выполнения каждого задания и отражать его суммарное значение. В случае необходимости, администрация образовательной организации должна принять меры по оптимизации общего объема домашних заданий.

По общему правилу, родители имеют право на ознакомление с содержанием такого журнала (п. 4 ч. 3 ст. 44 Федерального закона № 273-ФЗ ''Об образовании в Российской Федерации). Следовательно, они также могут обратить внимание школьной администрации на нарушение установленных нормативов.

2) Через родителей учеников:

Действующим законодательством предусмотрено создание советов обучающихся и советов родителей (п. 1 ч. 6 ст. 26 Федерального закона № 273-ФЗ ''Об образовании в Российской Федерации). Они действуют как органы общественного самоуправления и работают в тесном контакте с администрацией школы и педагогическим советом. Мнение советов по вопросам управления школой, в том числе и по соблюдению нормативов в отношении домашнего задания, должны быть учтены администрацией. вопросам деятельности таких советов.

3) Через государственные органы:

Закон обязывает органы государственной власти, органы местного самоуправления и образовательные организации оказывать родителям помощь в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития (ч. 2 ст. 44 Федерального закона № 273-ФЗ ''Об образовании в Российской Федерации).

Таким образом, при явном нарушении установленных на выполнение домашнего задания нормативов и бездействии администрации школы родители учащихся могут обратиться в Рособрнадзор, с помощью специальной формы на сайте ведомства https://www.obrnadzor.gov.ru/ru/open_government/reception/ .

Соответственно, если вы считаете, что время, затраченное на выполнение домашнего задания, превышает все рекомендации согласно возрасту и классу ребенка, вы можете действовать по вышеуказанному алгоритму, начиная с администрации школы.

Наталья Гайкалова,
Семейный юрист