Здравствуйте, Екатерина!
Иностранные граждане и лица без гражданства (равно как и беженцы) обладают равными с гражданами Российской Федерации правами на получение дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации.
Законодательство гарантирует каждому право на доступное и бесплатное образование.
Прием иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе соотечественников за рубежом, в ОООД для обучения по общеобразовательным программам за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов осуществляется в соответствии с международными договорами РФ, Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и Утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 января 2014 г. N 32 порядком приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования.
В приеме в государственную или муниципальную школу может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В таком случае родители (законные представители) ребенка обращаются непосредственно в соответствующий государственный орган (орган местного самоуправления), осуществляющий управление в сфере образования (ч. 4 ст. 67 Закона N 273-ФЗ; ч. 5 ст. 10 Закона N 14; п. 5 Порядка).
При этом законодательством установлены отдельные категории граждан, имеющих право на первоочередной прием на свободные места в школу не по территориальному признаку. Также критерии, в соответствии с которыми дети зачисляются в школу в первоочередном порядке, могут устанавливаться локальными нормативными актами школы (ст. 30 Закона N 273-ФЗ; п. 16 Порядка).
Прием ребенка в школу осуществляется на основании личного заявления родителя (законного представителя), которое может быть подано в том числе в форме электронного документа с использованием сети Интернет.
В заявлении указываются следующие сведения:
- фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) ребенка;
- дата и место рождения ребенка;
- фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) родителей (законных представителей) ребенка;
- адрес места жительства ребенка, его родителей (законных представителей);
- контактные телефоны родителей (законных представителей) ребенка.
Примерную форму заявления можно найти на информационном стенде, а также на официальном сайте школы.
Помимо заявления, вам понадобятся следующие документы (п. п. 9, 17 Порядка):
- паспорт или иной документ, удостоверяющий вашу личность;
- свидетельство о рождении ребенка, либо документ, подтверждающий ваше родство;
- свидетельство о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания на закрепленной территории либо документ, содержащий соответствующие сведения, - для детей, проживающих на закрепленной территории;
- заключение психолого-медико-педагогической комиссии - для детей с ограниченными возможностями;
- документ, подтверждающий право заявителя на пребывание в РФ, - для детей, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства. (патент, трудовой договор, миграционная карта, удостоверение беженца и т.п.).
Несмотря на то, что в Приказах указано на возможность непредставления документов о регистрации и миграционном учете несовершеннолетних иностранных граждан, отсутствие этих документов увеличивает вероятность отказа при приеме в конкретные дошкольные и школьные образовательные учреждения. Это связано с тем, что школы для зачисления детей в число учащихся руководствуются территориальным принципом и при малом количестве свободных мест преференции на зачисление будут иметь те лица, которые проживают на территории, закрепленной за образовательной организацией.
Родители имеют право по своему усмотрению представлять другие документы, в том числе медицинскую карту ребёнка.
Иностранные граждане и лица без гражданства все документы представляют на русском языке или вместе с заверенным в установленном порядке переводом на русский язык (п. 9 Порядка).
Прием заявлений в 1 класс для детей, проживающих на закрепленной территории, начинается не позднее 1 февраля и завершается не позднее 30 июня текущего года.
По общему правилу для детей, не проживающих на закрепленной территории, прием таких заявлений начинается с 1 июля текущего года до момента заполнения свободных мест, но не позднее 5 сентября текущего года.
В случае окончания приема всех детей, проживающих на закрепленной территории, школы осуществляют прием детей, не проживающих на закрепленной территории, ранее 1 июля (п. 14 Порядка).
Школы устанавливают график приема документов в зависимости от адреса регистрации по месту жительства (пребывания) (п. 15 Порядка).
После регистрации вашего заявления вы получите расписку в получении документов с регистрационным номером заявления и перечнем представленных документов.
Расписка заверяется подписью должностного лица школы и ее печатью (п. 18 Порядка).
Надеюсь, я смогла вам помочь разобраться в вашей ситуации. Если у вас появились дополнительные вопросы, вы также можете задать их через форму «Вопрос специалисту» на нашем портале.
Желаю удачи в разрешении вашего вопроса!
Наталья Гайкалова,
Семейный юрист